Руководство «Титановой долины» и курирующий этот проект первый вице-губернатор Алексей Орлов отрицают факт выхода из особой экономической зоны компании «СТОД-Урал» — крупнейшего инвестора Свердловской области. При этом компания еще полгода назад уведомила о своем намерении директора ОЭЗ Артемия Кызласова и министра инвестиций и развития Викторию Казакову, пишет РБК Екатеринбург. В июле «СТОД-Урал» расторгнул договор аренды земельного участка и полностью свернул деятельность в «Титановой долине».
Итоги проверки СТОД
Зная о том, что с середины лета «СТОД-Урал» не ведет деятельности в «Титановой долине», в сентябре Министерство инвестиций и развития Свердловской области (МИР) организует проверку резидента. Как заявили изданию в пресс-службе МИР, «было отмечено отставание ООО «СТОД-Урал» по срокам выполнения мероприятий плана-графика реализации проекта и объему финансирования проекта, предусмотренному бизнес-планом».
Ранее таким же образом «Титановая долина» уже расторгла соглашения с пятью другими резидентами. Сначала в ОЭЗ проводили проверку деятельности компании, приходили к выводу, что резидент не исполняет свои обязательства, и через суд расторгали договоры. Последний пример — «Уральский оптический завод». В августе 2019 года его через суд лишили статуса резидента и обязали заплатить 5 млн рублей за невыполнение обязательств. По такой же схеме из «Титановой долины» вышли «Синерсис», «Стройдизель-Композит», «Праксайр Титановая долина», «Инферком — Урал».
В отличие от резидентов-пустышек, «СТОД-Урал» вложил 200 млн рублей в проектирование первой очереди производства и готов эти деньги потерять.
Вместе с тем отрицательное заключение проверки МИР позволяет расторгнуть договор не по соглашению сторон, а через суд, и взыскать с резидента неустойку в 5 млн рублей. Об этом штрафе писал гендиректор ОЭЗ Артемий Кызласов в ответ на мартовское обращение владельца компании Александра Ебралидзе. Кроме того, он добавил, что «СТОД-Урал» при досрочном расторжении соглашения должен будет возместить расходы, которые понесла управляющая компания при инженерной подготовке участка.
Сколько потеряет регион на выходе СТОД из «Титановой долины»
«СТОД-Урал» планировал запустить два завода в Верхней Салде: по производству OSB плиты и по производству LVL-бруса. Общие инвестиции в проект превысили бы 15 млрд рублей. Компания обещала создать 800 дополнительных рабочих мест. Бизнес-план предусматривал перечисление в бюджет около 2,7 млрд рублей налоговых отчислений до 2030 года.
Потери несет и сама «Титановая долина». С потерей СТОД в 2019 году руководство ОЭЗ не сможет выполнить ключевой KPI, связанный с привлечением новых резидентов. До конца года особая экономическая зона должна привлечь трех новых резидентов, всего в ее составе уже должно быть 19 резидентов. По итогу третьего квартала 2019 года ОЭЗ пока не привлекла ни одного резидента плюс еще пять потеряет. Итоговый дефицит — 8 резидентов.
Почему «СТОД-Урал» вышел из «Титановой долины»
Причина в том, что правительство Свердловской области и «Титановая долина» не смогли прогарантировать «СТОД-Урал» строительство железнодорожной ветки для отгрузки готовой продукции к 2021 году.
К настоящему времени правительство Свердловской области, «Титановая долина» и РЖД лишь подписали соглашение о сотрудничестве, которое предполагает «совместное развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения деятельности особой экономической зоны». Область так и не заключила с РЖД договор о концессии, хотя проект строительства новой железнодорожной ветки в Салде готов и прошел госэкспертизу.
В интервью ЕАН Алексей Орлов заявил, что концессия будет реализована вне зависимости от того, останется ли СТОД в проекте. Правда, железнодорожную ветку запустят не в 2021 году, а в 2022-м. Фактически своим заявлением первый заместитель губернатора подтвердил уверенность «СТОД-Урал» в том, что к запуску первой очереди завода в 2021 году железнодорожная ветка не была бы готова.
Наличие железнодорожной ветки — ключевое условие не только для СТОД, но и для Evraz Group, с которой подписано соглашение о намерениях. Компания выбирает, какой из двух перспективных проектов будет заявлен в ОЭЗ.