Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит

30 июля 2019, 14:45
Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит
Фото: предоставлено редакции 66.ru
Закон требует, чтобы медицинские отходы собирали и сортировали, а опасные и особо опасные отходы — предварительно дезинфицировали и затем уничтожали в специальных установках термическим способом. На деле получается, что контракты на уничтожение таких отходов выигрывают компании, у которых даже должного оборудования нет. Портал 66.RU попытался разобраться, как так вышло.

Установка, которая не работает с ОМО

После публикации новости о том, как на Белоярском полигоне нашли горы неуничтоженных опасных медицинских отходов (ОМО), с редакцией 66.RU связался коммерческий директор компании «Экопромсервис» — производителя оборудования для утилизации и обезвреживания отходов — Алексей Антонов. Установка, что стоит на Белоярском полигоне и по документам значится как оборудование для уничтожения медотходов, которое якобы произвела его компания, на деле таковым не является, утверждает Антонов.

Алексей Антонов, коммерческий директор компании «Экопромсервис»:

— С месяц назад вместе с представителями природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора мы приезжали на полигон и увидели разбросанные медицинские отходы. Установка, которая там есть, не имеет к моей компании никакого отношения. Более того, установленный там модуль, судя по всему, не использовался вообще.

Проблема в том, что к такому оборудованию привязывается заключение госэкспертизы, а экспертизу делают на основании технических условий. В итоге, если компания занимается утилизацией отходов, даже медицинских, ей не придется оформлять отдельную лицензию на эту деятельность — хватит того, что есть оборудование с госэкспертизой.

Даже если бы установку на Белоярском полигоне произвели в «Экопромсервисе», отмечает Антонов, уничтожать ОМО на ней все равно было бы нельзя. В медотходы попадают в основном катетеры, капельницы, шприцы из ПВХ, а при пиролизе пластмассы образуется хлороводород, который синтезируется в соляную кислоту — и та разъедает установку.

Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит
Фото: предоставлено редакции 66.RU

Установка на Белоярском полигоне

«Если забить установку медотходами, она развалится месяцев через пять, — уточнил Алексей Антонов. — И если уничтожать ОМО на наших установках, то не более 10% всего объема. Или сортировать отходы — но это сделать в принципе невозможно».

Больше того, утверждает коммерческий директор, сложилась схема, когда одну купленную установку «пускают по кругу» в Свердловской области и получают на одно оборудование несколько лицензий. То есть разрешениями на утилизацию отходов владеют несколько фирм, однако никаких установок для этого у них нет.

Алексей Антонов:

— Еще в одной компании числится, будто у них есть наша установка для сбора, транспортировки и обработки отходов. Но оборудования нет, зато есть лицензия на утилизацию отходов на нем. Росприроднадзор сказал на это, что выдача лицензии не означает, что компания занимается именно тем, что прописано в лицензии. Но, если понадобится, сможет установку взять в аренду.

Такие истории наносят «Экопромсервису» репутационный ущерб, но прокуратура, по словам Антонова, пока никаких шагов не делает.

Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит
Фото: предоставлено редакции 66.RU

Компания, которой нет в реестре

Уничтожать медицинские отходы на Белоярском полигоне подрядилось ООО «Энерго». В территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области «Энерго» числится как компания, которая занимается обезвреживанием отходов 3-го и 4-го классов опасности.

Однако сведения о компании «Энерго» отсутствуют в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), где размещается информация о компаниях, которые получили лицензии на работу с отходами, площадках сбора и объектах утилизации отходов и так далее. На сайте компании указано, что ООО «Энерго» имеет лицензию на обезвреживание и размещение отходов 1–4 классов опасности. Лицензию выдал департамент Росприроднадзора по УрФО.

Для обезвреживания ОМО компания «Энерго» использует мобильный модуль пиролиза «Фортан»: это следует из экспертного заключения Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Асбесте и Белоярском районе (есть в распоряжении редакции 66.RU). В заключении также говорится, что помещения и оборудование для сбора, транспортировки и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, а также биологических и органических отходов на модуле «Фортан» соответствуют всем санитарным правилам и санитарно-эпидемиологическим требованиям к обращению с медотходами.

Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит
Фото: предоставлено редакции 66.RU

В документах, что подписал центр гигиены и эпидемиологии, значится та фейковая пиролизная установка, о которой рассказал Алексей Антонов.

ОМО, которых нет

Сегодня на Белоярском полигоне хранится много опасных медицинских отходов: одноразовые перчатки, шприцы, остатки капельниц, вата. Закон требует уничтожать медотходы, но, как рассказал участник рынка на условиях анонимности, отходы из больниц перемалывают через шредер, а затем закапывают на полигоне.

По информации нашего источника, на Белоярский полигон вызывали представителей прокуратуры, но пресс-секретарь ведомства Марина Канатова эту информацию не подтвердила и не уточнила, будет ли проводиться проверка по факту сообщения в СМИ.

На предприятии УМПО, которое заведует полигоном, журналисту 66.RU сообщили, что проводят внутреннюю проверку после публикации новости о неутилизированных отходах, однако пока не подтверждают, что ОМО там действительно есть.

Надежда Зырянова, директор ООО «УМПО»:

— Белоярский полигон — очень старый, функционирует с 1963 года, там хоронят большое количество различных отходов. Это не закрытый полигон, лицензия на деятельность у нас есть.

Белоярский полигон числится в Государственном реестре объектов размещения отходов Росприроднадзора и включен в территориальную схему в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, которую утвердило министерство энергетики и ЖКХ в ноябре 2018 года.

Документы Белоярского полигона

В УМПО утверждают, что «Энерго» — надежная организация, которая давно себя зарекомендовала, а модуль пиролиза нельзя считать ненастоящим, раз нужные бумаги на него дали. В самой компании получить комментарий не удалось: сначала директор находился в отпуске, а затем был недоступен. Помощник руководителя ООО «Энерго» только заявила, что информация о неуничтоженных на полигоне ОМО не соответствует действительности.

По классификации Роспотребнадзора, медицинские отходы делятся на категории по степени опасности. Класс «А» — это эпидемиологически безопасные отходы, по составу как ТБО: пищевые отходы больничных отделений (кроме инфекционных), неинфицированная бумага, строительный мусор. Класс «Б» — это эпидемиологически опасные отходы: материалы и инструменты, загрязненные биологическими жидкостями, патологоанатомические, органические операционные отходы, отходы из инфекционных отделений и микробиологических лабораторий.

Класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы: материалы, которые имели контакт с больными особо опасными инфекциями, отходы фтизиатрических и микологических больниц. Отходы классов «Г» (токсикологически опасные отходы 1—4 классов опасности) и «Д» (радиоактивные отходы) — самые опасные: это просроченные лекарства и антисептики, химиопрепараты, предметы и оборудование, которое содержит ртуть, радиоактивные отходы.

Медицинские отходы в соответствии СанПиН 2.1.7.2790–10 требуется собирать и сортировать, а опасные и особо опасные отходы — предварительно дезинфицировать и затем уничтожать в специальных установках термическим способом.

Под Екатеринбургом жгут и закапывают опасные медотходы. И никто за это не ответит
Фото: предоставлено редакции 66.RU

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов сказал журналисту 66.RU, что заниматься вопросом незаконного размещения ОМО на Белоярском полигоне должно минприроды. Комментарий по этому поводу в ведомстве получить не удалось: на запрос никто не ответил. Свалов обещал, что министерство ЖКХ проведет проверку на полигоне.