Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мэрия потеряла документы на памятник Татищеву и де Геннину. Теперь им распоряжается фирма Михалкова

30 мая 2019, 17:02
Мэрия потеряла документы на памятник Татищеву и де Геннину. Теперь им распоряжается фирма Михалкова
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
Московская компания, которая заключила договор со скульптором Петром Чусовитиным, ищет тех, кто продает изображения памятника в книгах, на магнитах, кружках и даже шоколаде. Предприниматели из трех регионов уже судятся с ней в арбитражных судах, а сотрудники сувенирных магазинов Екатеринбурга, к которым претензий пока нет, консультируются с юристами, как обезопасить бизнес.

С 29 мая в сувенирной лавке Ural Souvenir на набережной убрали с полок все товары, на которых изображен памятник Татищеву и де Геннину. Об этом 66.RU рассказала исполнительный директор магазина. По ее словам, Ural Souvenir — не единственные, кто поступил так. Еще раньше сеть «Читай-город» сняла с продажи книги, где используется фотография скульптуры.

Екатерина Старченко, исполнительный директор Ural Souvenir:

— Сувениров [с Татищевым и де Генниным] — огромное количество. Например, художник Валерий Горский с супругой печатают сувенирку. На ней — изображения пейзажей Горского с памятником на площади Труда. Они сейчас тоже будут разбираться, является ли это заработком на скульптуре.

Владелица Ural Souvenir Валентина Фрейз выступает третьим лицом по иску «Управиса» к ООО «Евразия». В сувенирной лавке продавалась продукция общества. «Это наборы шоколадок в коробках. На каждой шоколадке изображен какой-либо памятник в Екатеринбурге. Татищеву и де Геннину в том числе», — объяснила исполнительный директор магазина.

К торговой точке пока претензий нет, но предприниматели уже консультируются с юристами, как обезопасить себя. В магазине ждут ответа от крупного поставщика — «Сима-ленда», который тоже использует изображение скульптуры.

«Управис» требует от ООО «Евразия» 1,35 млн рублей за изображение памятника, следует из картотеки арбитражного суда. Представители общества с ограниченной ответственностью признали неправомерное использование картинки, но указывали на несоразмерность суммы компенсации: фактическая выручка от продажи товара — 5 тысяч рублей.

Еще несколько исков «Управис» подал к предпринимателю Марине Чеботаевой — у нее требуют 40 тысяч рублей компенсации; к пермскому предпринимателю Борису Эренбургу — на 320 тысяч и к кондитерской фабрике «Волжанка» — на сумму 100 тысяч рублей. 21 мая Арбитражный суд Ульяновской области приостановил производство по делу. Там ждут решения свердловского арбитража по иску к Марине Чеботаевой.

Одно из первых дел ассоциация уже выиграла — издательство «Фест Хэнд» заплатит 10 тысяч рублей за фотографию памятника Татищеву и де Геннину в путеводителе по Свердловской области.

Администрация Екатеринбурга, выступающая третьим лицом на некоторых процессах, не может найти договор со скульптором, который подтвердил бы наличие прав у мэрии на произведение.

«Беда в том, что администрация города не нашла договоров о передаче памятников городу от авторов. То есть город за памятник заплатил, но он принадлежит автору. А место под памятником — городу», — говорит Марина Чеботаева. Если бы договор о передаче прав все же был, «Управис» не смогла бы взыскать деньги с организаций.

C Чусовитиным над произведением работала команда соавторов. По запросу 66.RU пресс-служба готовит ответ — но сотрудников, которые смогли бы объяснить ситуацию, в мэрии пока не нашли.

В реестре памятников, за которые «Управис» имеет право судиться, только у скульптора Петра Чусовитина — 17 произведений, среди которых скульптура Татищева и де Геннина. В списке авторов «Управис»: Патрик Колфилд, Сальвадор Дали, Александр Дейнека, в общей сложности больше 500 имен.

Первыми работу организации почувствовали организаторы выставок и аукционов. Artinvestment.ru в ноябре 2018-го писал о встрече сотрудника «Управиса» с представителями музеев, которым выставили счета за иллюстрированные каталоги выставок.

Некоторые из-за «писем счастья» от «Управис» перестали выставлять работы художников и скульпторов, умерших после 1948 года, потому что их произведения еще не стали общественным достоянием (это происходит по прошествии 70 лет после смерти автора). А Ленинская библиотека, к примеру, отказалась предоставлять материалы для публикаций, потому что «их запугал «Управис». Теперь они не дают никому ничего, так же как и госархив литературы и искусства. Работа парализована».

  • «Управис» создали в 2008 году, в год организация может собирать с плательщиков до 1 млн долларов, писал «Коммерсант» со ссылкой на бывшего гендиректора ассоциации. Для этого ассоциация заключает контракты с авторами произведений и ищет факты перепродажи их труда. Если находит — заставляет платить вознаграждения с помощью судов.
  • В январе 2018-го Владимир Путин подписал новую редакцию закона об авторских отчислениях. Поправки в статью 1923 ГК РФ вступили в силу через полгода — художникам вернули право получать процент от цены перепродажи работы. До этого они могли претендовать на вознаграждение лишь в том случае, когда пользовались услугами посредников для перепродажи, пишет «Гарант.ру».
  • По данным The Art Newspaper Russia, на момент подписания закона единственной аккредитованной Минкультуры российской организацией по управлению правами в этой сфере был «Управис». Госаккредитация компании на работу по праву следования действует до 2023 года.
  • Среди предполагаемых конечных владельцев ассоциации в «Контур.Фокус» фигурируют режиссер Никита Михалков (согласно открытым источникам, он владеет 11,11% компании) и его брат, режиссер Андрей Михалков (ему принадлежит также 11,11% компании).
  • На сайте «Управиса» указаны имена четырех сотрудников. Компанией руководит Эрик Вальдес-Мартинес — раньше он был гендиректором «Российской фонографической ассоциации», которая управляла правами производителей фонограмм. Отдел по работе с плательщиками возглавляет Алексей Кисточкин. Его полный тезка работал в МУРе заместителем начальника отдела по борьбе с посягательствами на исторические и культурные ценности.