Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

По всему миру останавливают полеты на опасных Boeing 737 Max8. А российские компании начинают их закупать

11 марта 2019, 15:23
По всему миру останавливают полеты на опасных Boeing 737 Max8. А российские компании начинают их закупать
Фото: скриншот видео Boeing 737-8 MAX Up close Departure from Farnborough Airshow Friday 15th July 2016 на YouTube
Три года назад Boeing 737 Max 8 стали одной из популярных новинок. В мире насчитывается более 300 таких бортов и пять тысяч заказов на них. Среди компаний, которые планируют пользоваться самолетами нового семейства, — S7, «Якутия», «Аэрофлот» и «Победа». Вот только планы могут измениться из-за двух крупных авиакатастроф, причиной которых, возможно, стали неполадки автоматической системы.

Что произошло?

В воскресенье, 10 марта, в Эфиопии разбился самолет Boeing 737 Max 8, на борту которого находились 149 человек. Все погибли. Причины авиакатастрофы пока не известны. Но, по мнению заслуженного пилота России Юрия Сытника, падение могло произойти из-за некорректной работы датчиков угловых скоростей.

Есть еще версии?

Есть. Полгода назад такой же Boeing 737 Max 8 рухнул в Джакарте. Тогда погибли 189 человек. Сценарии крушений в октябре 2018 г. и в марте 2019-го похожи — «Газета» сравнивает: и на Яве, и в Эфиопии лайнеры упали спустя несколько минут после вылета. В обоих случаях экипажи докладывали о неполадках и просили возвращения.

По итогам расследования авиакомпании Lion Air катастрофы на Яве оказалось, что причиной крушения могла стать неправильная настройка датчика скорости. В полете судно двадцать раз клонило вниз, но пилоты выравнивали его.

Но датчик может быть ни при чем — опускание носа связано с некорректной работой системы MCAS (maneuvering characteristics augmentation system), пишет РБК. Она предназначена для остановки задирания носа, если автоматика считает, что тот слишком высоко. В то же время MCAS может опустить нос настолько, что самолет уйдет в пике. Известно, что MCAS установлена на самолетах Boeing 737 Max 8 и Max 9.

По всему миру останавливают полеты на опасных Boeing 737 Max8. А российские компании начинают их закупать
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Примечательно, что в данном случае речь идет о второй распространенной причине авиакатастроф — технических неполадках.

Какие последствия у авиакатастрофы?

Три страны приостановили эксплуатацию Boeing 737 Max 8. На такую меру пошли Эфиопия, Китай и Великобритания. В то же время перевозчики, которые используют лайнеры или планируют их закупать, пока не торопятся отменять контракты. Так, сингапурская фирма SilkAir, которая планирует расширить парк на 31 самолет, не стала отказываться от планов.

Самолеты четвертого поколения эксплуатируются с 2016 года. Например, ими пользуется FlyDubai. Сейчас по миру летают более 300 таких бортов, число заказов на них перевалило за пять тысяч. Если расследование новой катастрофы подтвердит системную ошибку, компаниям придется отказаться от полетов на них.

Кто пользуется Max 8 в России?

С октября 2018 года среднемагистральный лайнер включила в свой флот компания S7 Airlines. Радиостанция «Говорит Москва» сообщает, что перевозчик не намерен отказываться от использования лайнера и «находится в постоянном диалоге с производителем».

Кроме того, по данным производителя, среди покупателей самолетов Max нового поколения — 7, 8 и 9 — оказались компании «Якутия» и «Аэрофлот». На сайтах обеих нет указаний, что они пользуются Max 8. В числе заказчиков — «Победа». По данным «Коммерсанта», лоукостер договорился с Boeing о поставке пятнадцати машин новой версии 737 Max 8. Ожидалось, что во втором полугодии 2019-го дочка «Аэрофлота» начнет ими пользоваться. Изменит ли «Победа» планы, неизвестно.

По всему миру останавливают полеты на опасных Boeing 737 Max8. А российские компании начинают их закупать
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Техническое состояние самолета зависит от его возраста. Поэтому страны и авиакомпании испуганы катастрофами с участием Max 8, ведь эти самолеты стали летать три года назад.

Поэтому пока серьезных последствий для российских компаний эксперты не видят. Однако на авиафорумах пользователи советуют друг другу быть осторожнее и не покупать билеты у эксплуатантов «самолетов-убийц», как их успели окрестить.