Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как «Яндекс.Еда» захватит, подчинит и выжмет рестораторов Екатеринбурга. Прогноз игрока рынка

1 февраля 2019, 21:17
Колонка
Сервис доставки блюд «Яндекс. Еда» с 1 февраля начал взимать плату за свои услуги для всех заказов, вне зависимости от цены. Если раньше потребители платили 99 руб. только за доставку, при стоимости ниже 500 рублей, то теперь за каждый заказ получатели сервиса выложат 39 руб. Сооснователь сети «Сушкоф» Иван Зайченко считает, что этот шаг сервиса изменит ресторанный рынок. И не в лучшую сторону.

Сервис «Яндекс. Еда» первоначально появился в Москве: в конце 2017 года компания «Яндекс.Такси» приобрела Foodfox — московскую службу доставки блюд. За год работы компания вышла в регионы и увеличилась в разы: по данным РБК, в декабре 2018 года количество заказов «Яндекс.Еда» достигло 1 млн штук — в десять раз больше, чем в тот же период 2017 года.

Февральское нововведение еще больше увеличит компанию. Пока московские рестораторы опасаются, что лишние 39 рублей могут снизить число заказчиков, уральские игроки рынка строят совсем другие прогнозы.

За счет взимания платы с покупателей «Яндекс. Еда» может уменьшить комиссию для ресторанов, а когда количество заведений общепита, которые сотрудничают с сервисом, увеличится в разы, агрегатор начнет закручивать гайки. По аналогичной схеме действовал «Яндекс.Такси»: сейчас услугами этого сервиса пользуется подавляющее число заказчиков, при этом для водителей сотрудничество невыгодно.

Иван Зайченко, сооснователь сетей «Сушкоф» и «Дель Песто» и владелец сервиса доставки «Еда1.ru», в своем аккаунте в «Фейсбуке» дал прогноз развития ситуации.

Иван Зайченко первым в Екатеринбурге организовал собственную службу доставки блюд.

— Проект получает приток новых ресторанов, потому что сейчас есть только два типа заведений, согласных работать с агрегаторами:

  • те, кто не понимает, что с комиссией в 30% доплачивают агрегаторам за каждую доставку, при этом передавая свою клиентскую базу;
  • и те, у кого этой базы нет, кто торгует совсем уж странной едой, с такой низкой себестоимостью, что им выгодно работать с адовыми комиссиями агрегаторов.

При снижении комиссии рестораны наконец начнут зарабатывать на доставке и расслабятся, размякнут, поверят, что так будет всегда. Некоторые, наверное, даже начнут этот самый агрегатор рекламировать у себя в заведении, дополнительно усиливая переток своей клиентской базы.

А когда критическая масса будет достигнута, платную доставку для покупателей отменят, зато вернут адовые комиссии.

Рестораторы окажутся перед выбором: отключайся, но теряй клиентов — база-то уже у агрегатора, либо оставайся и плати. Большинство покупателей даже, наверное, расстроится, что какого-то ресторана не стало, но промокоды на 500 рублей в субботний вечер сделают свое дело: заказчики просто выберут еду в другом месте.

В итоге к двум категориям ресторанов, работающих с агрегатором, добавится третья, у которой доля продаж через агрегатор настолько высока, что, убрав ее, заведение просто разорится.

Те же, кто продолжит сотрудничать, рано или поздно задумаются об удорожании блюд — это неизбежно при высокой комиссии агрегатора. Но в существующих реалиях повысить цены вряд ли возможно: покупательская способность сегодня не слишком высока. Выход — закрываться, или, на худой конец, вводить в меню такую же странную еду, как это сделали те, кто и сейчас умеет зарабатывать.

В общем, не устану повторять: формируйте собственные службы доставки! Тогда будете платить не 30, а 7–10% от оборота доставки. Благо для этого уже все есть: и курьерские службы, которые привезут ваш заказ за 120–150 рублей, и ПО, позволяющее может и не идеально, но все-таки управлять процессом доставки, и аутсорсинговые кол-центры, готовые за копейки принимать ваши заказы, и конструкторы сайтов на любой вкус, цвет и кошелек.

В общем, все есть, нужно только как-то уже собраться с силами и поработать, а не плыть по течению.