Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Аэрофлот» создаст в Екатеринбурге региональный хаб. Что это вообще означает?

2 ноября 2018, 13:15
«Аэрофлот» создаст в Екатеринбурге региональный хаб. Что это вообще означает?
Фото: Архив 66.ru
В компании официально заявили: они откроют в столице Урала свой пересадочный узел, но не международный — этот куш сорвал Красноярск, — а только региональный. Такие же появятся еще в двух городах: в Сочи и Новосибирске. 66.RU выяснил, что это на самом деле означает.

Кому и зачем это нужно?

Сейчас «Аэрофлот» базируется в Москве: пока единственный хаб компании находится в Шереметьево. Это узловой аэропорт, именно сюда прибывает и отсюда отправляется большинство рейсов, здесь происходят стыковки и базируются самолеты. Минуют столицу только «дочки» «Аэрофлота»: «Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный перевозчик «Аврора». В остальном перелеты почти изо всех точек осуществляются в подмосковный аэропорт: чтобы добраться, например, из Томска до Хабаровска, нужно купить билет Томск – Москва, а уже потом Москва – Хабаровск. Получается большой крюк, это неудобно, отнимает больше времени и денег, чем могло бы, и вообще странно для самой большой страны мира.

На проблему обратил внимание Владимир Путин, он поручил до 2024 года расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву. По его предположениям, таких рейсов к обозначенному году должно быть до 50% от общего количества внутренних маршрутов. В связи с этим в «Аэрофлоте» начали подыскивать площадки для новых хабов и в конечном итоге остановились сразу на четырех аэропортах.

Что такое хаб?

Хаб, или узловой аэропорт, или стыковочный узел — по сути, место, которое авиакомпания использует как пункт пересадки пассажиров. Он является стартовой и конечной точкой для целого ряда направлений, поэтому там можно и нужно организовать удобную стыковку, если прямых рейсов между городами нет. Расписание авиакомпании, как правило, составляется с оглядкой на эти нюансы, а в пересадочном аэропорту багаж можно не получать. Также в хабе базируются самолеты авиакомпании.

«Аэрофлот» разделил хабы на международные и региональные. В первые стянут пассажиропоток из-за границы, вторые позволят жителям страны перемещаться из региона в регион, минуя Москву.

Зачем нужны международные и региональные стыковочные узлы?

Несмотря на то что Кольцово, по подсчетам 66.RU, опережает аэропорт Красноярска по численности населения, инфраструктуре, пассажиропотоку и количеству трансферных пассажиров, роль международного узла досталась конкуренту. При этом в декабре 2017 года там открыли новый пассажирский терминал площадью 58 тыс. кв. метров с пропускной способностью 2,5–5 млн пассажиров, а обслуживание судов там обходится дешевле.

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Преимущество сразу по нескольким параметрам не помогли Кольцово обойти аэропорт Красноярска в битве за право стать международным хабом.

Теперь, по задумке «Аэрофлота», Красноярск станет центром притяжения транзитных пассажиров из Юго-Восточной Азии, которые летят в Европу. По словам гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, поток таких туристов достигает 520 млн человек в год, и добираться в Европу через Россию им будет удобнее. Соответствующим образом должно измениться и расписание авиакомпании: скорее всего, в списке появятся маршруты из Красноярска до крупных азиатских городов и европейских столиц. Все это могло бы произойти с Екатеринбургом, но «Аэрофлот» решил иначе.

Сейчас карта регулярных маршрутов «Аэрофлота» по России выглядит так, все перелеты выполняются через Москву. С появлением новых хабов ситуация должна кардинально измениться.

Кольцово в числе прочих досталась роль регионального хаба. Теперь ему предстоит обеспечить беспрепятственное выполнение полетов «Аэрофлота» исходя из расписания, которое предоставит авиакомпания. Оно пока находится в разработке или просто не разглашается. Аэропорт должен подстроиться под понятие «стыковочный узел»: пересадки с рейса на рейс там будут происходить гораздо чаще, чем раньше.

Екатеринбург давно используют как стыковочный пункт китайские туристы: «Уральские авиалинии» летают в Кольцово из трех китайских городов в Прагу, Рим и Париж. Как изменится пассажиропоток по этому направлению, пока неизвестно. Генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов ранее сообщал, что планы «Аэрофлота» не должны повлиять на работу «Уральских авиалиний». Схожего мнения придерживается генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский.

«Для того чтобы уровень трансфера в Екатеринбурге вырос до уровня московских аэропортов, нужно, чтобы базовый перевозчик перешел на сетевую модель, при которой пассажиры из разных аэропортов сначала прилетают в Кольцово, а потом из Кольцово летят со стыковкой в аэропорты назначения. Для этого нужен перевозчик с достаточно большим парком самолетов. Наш базовый перевозчик — «Уральские авиалинии» — пока работает по модели «из точки в точку», — сообщил в интервью РБК Екатеринбург Чудновский. По его данным, доля трансфера в Кольцово пока составляет 5%. В хабах она, как правило, доходит до 20–30%. Есть вероятность, что к 2023 году Кольцово приблизится к этой отметке.