Антилидерами по общему количеству задержанных в сентябре рейсов стали «Уральские авиалинии» (288 опозданий), «Якутия» (226 опозданий), S7 «Сибирь» (218 опозданий), «Аэрофлот» (160 опозданий), NordStar (111 опозданий). Хотя общие цифры непоказательны, здесь важен процент задержек от общего числа. Если посмотреть, кто сколько летает и кто сколько опаздывает, то антирейтинг выглядит так:
Меньше всех задержек у «ЮТэйра» (0,64%), «Аэрофлота» (0,67%) и «Азимута» (1,17%).
Что касается задержки чартерных рейсов (а значит, и начала отпуска), то тройка лидеров-антилидеров выглядит так:
Максимальный срок задержания, указанный в статистике Росавиации, — более 6 часов. Теоретически это может быть и гораздо больший срок. Чаще всего очень долго сидеть в аэропорту своих пассажиров заставляют:
Половина задержек международных рейсов из аэропорта Кольцово произошла из-за отказа авиационной техники. Всего с апреля по сентябрь 2018 года с опозданием более чем на два часа самолеты вылетали 51 раз.
В половине случаев от общего числа задержек причиной оказались отказы и неисправности авиационной техники — 23 события.
По решению авиакомпании вылеты переносились 24 раза.
Дважды задержка была связана с метеоусловиями, один раз причиной стало оказание медпомощи двум пассажирам на борту, и однажды авиакомпания не смогла отправить борт из-за «запретов и ограничения использования воздушного пространства».
1. Бесплатные звонки и напитки
В случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с дошкольником (до семи лет). И позаботиться о вашем багаже: организовать его хранение в соответствующих камерах. Если ваш вылет откладывается более чем на два часа, вам должны предоставить возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма. В век мобильных телефонов это, конечно, не самая актуальная услуга. Но ситуации бывают разные. Также смело просите напоить вас — авиакомпания должна обеспечить пассажира прохладительными напитками. При цене в 100 рублей за бутылку воды объемом 0,5 литра — довольно ценная обязанность.
2. Бесплатное горячее питание
Если вы сидите в аэропорту уже четыре часа, то рассчитывайте на обед или ужин. Затем горячим питанием вас обеспечивают каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное.
3. Бесплатная гостиница
При задержке рейса на шесть часов ночью и восемь часов днем смело отправляйтесь в гостиницу. Доставить к отелю и обратно вас также должны представители авиакомпании.
4. Доплата от авиаперевозчика
Если причиной стал не форс-мажор, то перевозчик обязан заплатить вам штраф — 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости билета.
5. Замена борта
При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в Агентство по продаже пассажирских перевозок Кольцово и заменить билет на другой рейс, вернуть билет и получить деньги, купить билет на поезд. Авиакассы находятся в терминале «А» и «В» на 1-м этаже.
Один билет, две авиакомпании: в ситуации, когда одна авиакомпания задерживает рейс и вы опаздываете на самолет другой авиакомпании, проблему должна решать первая: обращайтесь к ее представителю и ждите отправки ближайшим рейсом.
Два билета: покупая два разных билета с самостоятельной стыковкой риски не улететь увеличиваются, поскольку формально вы не являетесь транзитным пассажиром. При опоздании на пересадку вы будете вынуждены покупать новый билет, даже если летите рейсами одной авиакомпании. Если билет был куплен туда и обратно, то аннулируется еще и обратный билет.
Для получения всех этих «бесплатно» вы сами должны обратиться к представителям авиакомпании. Не всегда это получается. Значит — самое время жаловаться. Делайте это правильно.
Подойдите к стойке регистрации и получите справку с указанием времени задержки рейса или поставьте на билет специальный штамп. Этим вы документально подтвердите задержку рейса.
Через два часа, если представителя авиакомпании поймать так и не удалось, покупайте себе напитки, через четыре — обедайте, если пришло время — отправляйтесь в гостиницу. Правда, если вы закажете и оплатите президентский люкс, то в суде придется доказывать, что в этом была необходимость. И собирайте чеки на все эти услуги.
После этого пишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы. К заявлению необходимо приложить все чеки, справку о задержке рейса и сам билет. Как правило, авиакомпании стараются решить дело мирно, не доводя до суда, и все выплачивают. Не затягивайте с жалобами — на это у вас есть полгода.
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (Екатеринбург, пер. Отдельный, 3). Тел.: +7 (343) 374–13–79. Образец заявления можно посмотреть здесь.
В Росавиацию. Тел.: (499) 231–50–09, 231–56–56. E-mail: rusavia@scaa.ru. Телефон круглосуточной службы — горячая линия по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания (чартерные рейсы): (499) 231–53–73, e-mail: hotline@cpdu.ru.
Горячая линия по туризму в Екатеринбурге. Тел.: (343) 268–46–86.
Уральская транспортная прокуратура. Тел.: 8–922–120–60–50; 8–922–118–01–40.