Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Государство ликвидировало финансовую тайну, заставив юристов «доносить» на клиентов

4 июня 2018, 11:32
Фото: архив 66.ru
Росфинмониторинг опубликовал новые правила для юристов. На официальном сайте «финансовой разведки» в конце мая появился документ, который вызвал ожесточенные споры в профессиональном сообществе: ведомство опубликовало инструкцию о том, в какой форме юристы должны предоставлять государству информацию о сделках их клиентов.

Требование оповещать государство обо всех подозрительных сделках появилось в федеральном законе о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Ответственность за нарушение прописана в ст. 15.27 КоАП РФ. Касательно организаций, оказывающих юридические услуги, максимальная ответственность за непредставление сведений — штраф до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 60 суток. Но установленного государством порядка «доноса» на клиентов для юристов раньше не было (в отличие от банков). Что все это означает — объясняют эксперты 66.RU.

Адвокат Павел Бабиков:

— Это не новая тема для Росфинмониторинга. Но если в первом документе речь идет о том, что все должны доносить, то здесь — объясняется, как именно это нужно делать. У юрлица должен быть конкретный человек: добросовестный, добропорядочный, желательно без судимости. Он должен создать на сайте Росфинмониторинга личный кабинет, чтобы онлайн передавать информацию обо всех подозрительных операциях. То есть юристы, как и все остальные граждане, по федеральному закону №115-ФЗ и раньше обязаны были сообщать, но не сообщали, потому что не знали, как это делать.

Возникает следующий момент: в юридической компании договор с клиентом заключает юридическое лицо, а адвокаты лично оказывают юридическую помощь. Выходит, что адвокат сам должен выполнять функцию информатора?

Об этом в профессиональном сообществе идут ожесточенные споры, потому что новое требование нарушает понятие об адвокатской тайне. Я вообще не имею права ничего рассказывать о своих клиентах, потому что связан обязательствами, я не могу быть допрошен. Объясните тогда, где проходит эта граница, когда можно поступиться тайной? Какая сделка должна казаться подозрительной? А если при проверке не подтвердится, что там было что-то не так? Если будет установлено, что сделка была нормальной. В общем, мое мнение, что не будут адвокаты никаких личных кабинетов создавать. И я не знаю людей, которые бы пошли сообщать в Росфинмониторинг о чем-то, если честно.

Управляющий партнер юридической компании «Зельдин и Партнеры», адвокат Михаил Зельдин:

— Что касается адвокатов и адвокатских образований (коллегий, кабинетов, бюро), согласно ч. 2 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, такая деятельность не является предпринимательской, поэтому на нее рекомендации распространяться не могут. Сведения, сообщенные или ставшие известными адвокату в связи с оказанием юридической помощи, защищены адвокатской тайной и не могут быть без согласия доверителя переданы третьим лицам.

Стоит ожидать, что при существующем порядке клиенты будут активнее обращаться за юруслугами именно к адвокатским образованиям. Тем не менее, по мнению законодателя, даже адвокатская тайна не является абсолютной. Свидетельство тому — распространение положений о необходимости передачи компрометирующих клиентов сведений и на адвокатов тоже (ч. 2 ст. 7.1 закона №115-ФЗ). Но реализация данного законоположения по отношению к адвокатам требует сначала ограничить действие адвокатской тайны, чему профессиональное адвокатское сообщество всячески будет сопротивляться.

Алексей Головченко, управляющий партнер группы компаний «ЭНСО»:

— Ничего принципиально нового не произошло. Эти процессы не страшны только действующей агентуре ФСБ, которая и сейчас «стучит» на своих клиентов. Документ — лишь яркий триггер, который дает понять, что теперь гайки закручивают не только банкам. Но с ними как раз все понятно: у банков есть мегарегулятор, решения которого обсуждению не подлежат. Банки очень быстро все поняли и начали сообщать куда нужно, блокировать счета.

Я думаю, что со временем с юристами, нотариусами, аудиторами и адвокатами будет так же. Они имеют такой же полный доступ к финансовой информации, как банки, потому что клиент реально показывает им все. Понятно, почему органы власти хотят видеть эту информацию. Чтобы все это заработало, наверняка начнут создавать прецедентную систему санкций за невыполнение требований о передаче информации. Пока это только сигнал, начинайте готовиться и докладывать, а кто не готов — на выход с вещами.

У непослушного юриста нельзя отозвать лицензию, поэтому здесь пойдут по пути возбуждения административных дел. Росфинмониторинг уже на следующий день после отправки денег знает об этом и послезавтра придет к тебе, чтобы получить показания. Если ты не даешь показания — будешь отвечать так же, как и предприниматель, и пойдете группой лиц по предварительному сговору.

Сейчас Минюст разрабатывает закон об адвокатуре, по которому, возможно, всех обяжут вступить в СРО. Не удивлюсь, если требования о передаче данных будут учтены, а за нарушения просто могут исключить из профобъединения. А это уже прямой запрет на допуск к профессии.

Мария Кутепова