Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему мы будем платить больше? Шесть главных вопросов о мусорной реформе

9 апреля 2018, 19:30
Почему мы будем платить больше? Шесть главных вопросов о мусорной реформе
Фото: архив 66.ru
За 12 лет региональный оператор должен переформатировать мусорный бизнес в Свердловской области. Прежде всего он изменит логистику транспортных компаний.

С 1 июля в России начнут действовать новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Предполагается, что государство установит тарифы за вывоз, сортировку, переработку и утилизацию мусора, а в квитанции о квартплате у жильцов появится новая строчка. Распределять денежные потоки будет региональный оператор. В Екатеринбурге, например, его уже выбрали. Им станет МУП «Спецавтобаза».

За три месяца до старта мусорной реформы кураторы проекта из Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов и Егор Свалов, а также директор «Спецавтобазы» Нафик Фамиев ответили, как будет работать новая система.

Квартплата вырастет?

Пока неизвестно, но, скорее всего, да. Всех жильцов приравняют к производителям мусора, и стоимость услуги будет рассчитываться исходя из количества проживающих или прописанных в квартире, а не из площади помещений. Конкретную цифру должен определить РЭК как минимум за месяц до начала работы регионального оператора. То есть до 1 июня.

Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области:

Почему мы будем платить больше? Шесть главных вопросов о мусорной реформе

— До 1 июля главы муниципалитетов обязаны издать постановление, в котором строка вывоза мусора частично перейдет из жилищной услуги в коммунальную. Но управляющие компании сохранят часть функций по работе с отходами. Например, это касается наведения порядка на контейнерных площадках.

Тариф на транспортировку ТКО может быть большим, чтобы потенциальным инвесторам было выгодно работать в этой отрасли. Но, как заверил министр Смирнов, на жителях это не должно сильно сказаться: «Если стоимость услуги будет превышать предельный индекс, то разница будет субсидироваться из регионального бюджета».

Директор МУП «Спецавтобаза» Нафик Фамиев добавил, что в правительственном соглашении установлен потолок тарифа регоператора — 669 руб. 40 коп. без НДС за кубический метр.

Где гарантии, что незаконные свалки исчезнут?

Гарантия — суть самой системы. Все средства от населения пойдут напрямую региональному оператору. Организация будет нанимать транспортные предприятия, которые вывезут мусор на лицензированные полигоны. А полигонам заплатят за прием определенного объема отходов. Все расчеты с контрагентами будут производиться постфактум.

Егор Свалов, замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области:

Почему мы будем платить больше? Шесть главных вопросов о мусорной реформе

— Транспортировщики, которые сейчас не довозят груз до полигонов, будут лишены финансовых потоков. Таким образом, транспортникам станет экономически невыгодно собирать мусор и складировать его в лесу, поскольку за это им не заплатят ни копейки.

Что касается старых свалок, то их должны ликвидировать муниципалитеты, в границах которых они образовались. За все новые несанкционированные помойки будут отвечать собственники земельных участков.

Нафик Фамиев, директор МУП «Спецавтобаза»:

Почему мы будем платить больше? Шесть главных вопросов о мусорной реформе

— В ходе проведенной ревизии (хотя понятно, что цифра больше) мы выявили 663 незаконные свалки, на 485 из них мы определили собственников. Наши сотрудники предупредили их, что они обязаны будут с 1 июля и в течение двух месяцев разгрести залежи. В противном случае этим займемся мы, а потом компенсируем через суд все наши издержки.

Кто будет сортировать мусор?

В новой концепции есть конкретные планы по новым сортировочным заводам. И не только. По всей Свердловской области (ее поделили на три округа, за которые будут отвечать три региональных оператора) появятся 16 межмуниципальных центров обработки отходов — крупных узловых станций с функциями сортировки, переработки и утилизации.

Как отметил Егор Свалов, также в планах строительство нескольких десятков перегрузочных станций. Дело в том, что закон устанавливает временной лимит на накопление мусора — 11 месяцев. Потом его нужно централизованно вывозить на полигоны. Перегрузочные станции как раз помогут экономить на транспортировке.

Нафик Фамиев:

— Территориальная схема обращения с ТКО предусматривает в нашем округе семь межмуниципальных центров, совмещенных с полигонами, 20 перегрузочных станций и 12 мусоросортировочных комплексов. «Спецавтобаза» приняла инвестиционную программу на 6,7 млрд рублей за четыре года. По ней мы хотим довести мощность сортировки на Широкореченском полигоне до 200 тыс. тонн в год, на Северном полигоне — тоже до 200 тыс. тонн, а на Южном полигоне — до 300 тыс. тонн.

Пока определенного места под Южный полигон нет. Скорее всего, его вынесут в Белоярский городской округ, поскольку там уже действует такой объект, проходящий лицензирование. Дальше МинЖКХ внесет его в госреестр размещения отходов, расширит до необходимой площади, проведет гидрогеологические испытания и общественные обсуждения. Если что-то пойдет не так, то есть запасной вариант — в Сысерти.

«Там нужно создавать с нуля современный полигон. Не превращать его в свалку, а использовать новые технологии, чтобы меньше мусора закапывать в землю», — считает Фамиев. Однако существует очень много ограничений относительно места дислокации: 15 км от аэропорта, земля промышленного назначения, санитарно-защитная зона не менее километра, отсутствие поблизости источников воды.

К 2021 году в регионе должно уходить на сортировку более 53% от всех отходов.

А как же раздельный сбор?

Раздельный сбор мусора никуда не денется, хотя и не в формате семи разноцветных контейнеров, как этого добивался свердловский губернатор. И такой подход не должен повлиять на экономику мусоросортировочных заводов. Сами чиновники признаются, что вопрос о том, на какой стадии (близко к месту накопления или близко месту захоронения) нужно производить сортировку, дискуссионный.

Николай Смирнов:

— Если мы начинаем сортировать во дворах, то это снизит качество сортировки и снижает маржу для предприятий, которые заберут эти хвосты. На первом этапе (примерно 3–5 лет) мы планируем распространить дуальный сбор: пищевые и непищевые отходы. Дальше регоператор наймет организации для более глубокой сортировки.

Нафик Фамиев, к слову, вообще сомневается, что раздельный сбор вообще необходим. «Есть лазерные головки, которые могут сканировать до 2000 видов мусора. Раздельный сбор мусора нецелесообразен, если мы решим идти по пути развития современнейших автоматизированных линий. Кроме того, с нашей ментальностью и с нашими кухнями — кто будет раскладывать мусор на семь пакетов? Раздельный сбор мусора целесообразен, только если все 100% жителей будут это делать», — ответил директор МУП.

А «Спецавтобазу» продадут?

Менять организационно-правовой статус «Спецавтобазы» действительно надо, так как нынешняя форма, например, затрудняет работу по 44-ФЗ (госзакупки).

Нафик Фамиев:

— График работ по акционированию составлен, готовимся к аудиту, составили промежуточный баланс. В августе сдадим все в ДУМИ. Департамент решит будущее: «Спецавтобаза» может быть преобразована в АО или ООО. Но точно 100% уставного капитала внесет муниципалитет. Сейчас мы не видим пока смысла по приватизации.

Уже построили хоть какие-нибудь предприятия для сортировки и переработки?

Как ни странно, но да. Например, в Арамиле работает «Уралпластик», где из вторсырья производят новую продукцию, а на Широкой Речке есть сортировочная линия. Сначала власти будут ориентироваться на мощности существующих предприятий, но параллельно искать инвесторов. Один завод может быть готов за 2–2,5 года и стоить 1,5 млрд рублей.

Егор Свалов:

— Реформа предполагает привлечение внебюджетных источников финансирования, без нагрузки на бюджеты. Мусоросортировочный комплекс работает в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Первоуральске (там подписана инвестпрограмма по модернизации существующего завода), готовится концессионное соглашение по сортировке в Красноуфимске.