Готовность подать в суд на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области 66.RU подтвердил один из участников рынка. Иск поступит в том случае, если МУГИСО при объявлении новых конкурсов продолжит устанавливать цены лотов на уровне, определенном независимым оценщиком — тюменским ООО «Айра Торрес».
— Если министерство в четвертый раз выставит на торги билборды по тюменским ценам, то мы закажем собственную экспертизу и дальше подключим правоохранительные органы, которые разберутся в компетентности оценщика и чиновников.
Екатеринбургские рекламщики сомневаются в профессионализме оценщика. В частности, по их словам, компания, оценивая стоимость аренды участков под рекламные конструкции, определила среднюю рентабельность фирм по размещению наружки в Екатеринбурге в 20,1%.
Эту цифру специалисты «Айра Торрес» взяли из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), приравняв услуги рекламщиков к издательской и полиграфической деятельности.
— Мы не нашли показателей рентабельности по отдельным операторам и взяли рентабельность наиболее близкой отрасли.
Участники рынка считают это ошибкой — ОКВЭД отдельно прописывает показатели фактической рентабельности для рекламы и относит ее вовсе не к услугам в области издательства и полиграфии, а к «Прочим коммунальным, социальным и персональным услугам». Рентабельность в этом случае в разы меньше — 2,6%.
— Теперь мы точно понимаем, почему стартовая цена аукционов совершенно не отражает реальности рынка. Они вообще применяют не тот коэффициент рентабельности, какой должны: нас отнесли к разряду типографий и целлюлозно-бумажных комбинатов.
Кроме того, рекламщиков не устраивает и то, что при определении стартовых цен на аренду мест под рекламу в Екатеринбурге не учитывались рыночные цены, по которым уже работает бизнес.
— Избранный тюменским оценщиком сравнительный подход порочен уже хотя бы в том, что за основу расчетов взят прайс единственного перекупщика конструкций. Но если уж выбирать сравнительный подход, то и делать надо грамотно: найти аналогичные аукционы по размещению конструкций в сопоставимых с Екатеринбургом городах — Челябинск, Пермь, Казань… Тогда можно считать подход достоверным. Кроме того, совершенно не учтен показатель долгосрочной аренды. Предположим, что однократное размещение стоит 34 000, но если рекламодатель берет сторону на год, то, соответственно, получает и серьезный дисконт, который в прайсе никак не отражен.
Так, в результате расчетов оценщика и МУГИСО стоимость аренды мест под установку билбордов на Челябинском тракте на аукционах МУГИСО подскочила до 214 тысяч рублей в год (около 17 тысяч рублей в месяц), что в два раза превышает цену продажи конечному клиенту. Стартовая же цена участков на Серовском тракте начинается с более чем 400 тыс. рублей.
— На трассах работает лишь одна сторона, и ее средняя цена для конечного клиента всего 7–8 тысяч рублей в месяц. Какой смысл на такие торги вообще идти?
В МУГИСО жалобы предпринимателей считают безосновательными. По словам и.о. начальника департамента рекламы МУГИСО Алексея Дерксена, еще ни один из состоявшихся аукционов не обходился без жалоб участников на стартовые цены министерства.
— Эти претензии не совсем по адресу: оценку объектов производит независимый оценщик. Несогласные могут оспорить ее результаты в суде.
Напомним, что право заключать договоры на установку рекламных конструкций в Екатеринбурге МУГИСО получило летом 2015 года.
Разработанная позже МУГИСО новая концепция размещения рекламных конструкций в Екатеринбурге должна была, по мнению областных чиновников, навести порядок на рекламном рынке и защитить городские улицы от засилья незаконных рекламных щитов, утвердив места для размещения легальных рекламных конструкций и требования к ним.
После того как документ вступил в силу, прошло уже больше года, однако 80% рынка наружной рекламы Екатеринбурга, ежегодный оборот которого оценивается в миллиард рублей, до сих пор остается вне закона. Участники рынка отказываются участвовать в конкурсах на аренду мест под легальные рекламные конструкции, объясняя свое решение слишком высокой стоимостью лотов.