Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Монополизируй это. Пока дальнобойщики протестуют, РЖД вторгаются на рынок автомобильных перевозчиков

15 ноября 2017, 10:26
Монополизируй это. Пока дальнобойщики протестуют, РЖД вторгаются на рынок автомобильных перевозчиков
Фото: архив 66.RU
Госмонополия претендует на долю в 60% от всего объема перевозимых товаров по направлению Москва — Екатеринбург.

Железнодорожный транспорт перехватывает у автомобильного значимую часть грузоперевозок по всей России. Этой тенденции уже пять лет, но сейчас поезда могут одержать необратимую победу. Совместный проект РЖД и ее «дочки» — ПАО «ТрансКонтейнер» наверняка получит большую благосклонность государства, чем транспортные компании, которые пару лет назад обложили новым налогом.

Например, в октябре в Екатеринбург прибыл первый контейнерный поезд из Москвы: в 43 контейнерах в уральскую столицу были доставлены товары народного потребления, продукты питания, оборудование, кабельная продукция.

Пресс-служба Свердловской железной дороги:

— Услуга ускоренной доставки продукции в контейнерных поездах по специализированному расписанию предложена грузоотправителям как альтернатива автоперевозкам. На начальном этапе сервис позволит дополнительно привлекать с автомобильного транспорта на железнодорожный до 4 тыс. тонн грузов в месяц.

В ближайшие месяцы частотность сообщения утроят, а в перспективе 3–5 лет масштаб достигнет 1,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в месяц, что соответствует 60% осуществляемых сейчас автомобильных перевозок на данном направлении.

«Ожидается, что услуга в первую очередь будет интересна производственным и торговым компаниям, осуществляющим регулярные поставки в Уральский регион», — ответили на запрос 66.RU в пресс-службе СвЖД.

Год назад, к слову, Екатеринбург связали прямым маршрутом с огромным рынком FMCG (товары повседневного спроса) — городами Китая. По итогам первого полугодия 2017 г. объемы перевозимых грузов выросли в полтора раза. В случае с КНР это работает так: контейнеры собирают в Гуанчжоу, Шеньчжэни, Сямыни, Нимбо, Шанхае, Тяньцзини, Циндао и через порт Инкоу доставляют в Шэньян, где формируется состав. Транзитное время в пути составляет 12 суток.

Запуск контейнерных грузоперевозок из Москвы в Екатеринбург (время в пути — 52 часа) — это еще один шаг к тому, чтобы замкнуть на себе иностранный рынок (речь не только об интернет-магазинах). Часто заграничная продукция распределяется по регионам через столицу, даже если с точки зрения расстояния это не совсем выгодно.

Разветвленная железнодорожная сеть пронизывает страну с востока на запад, а в мегаполисах логично расположить узловые центры для разгрузки и последующей транспортировки более мелких партий товаров в другие города, объясняют представители оператора.

«Развитие регулярных контейнерных сервисов будет способствовать наращиванию грузопотоков, поможет разгрузить автомобильные дороги и улучшить экологическую ситуацию в регионах (один контейнерный поезд заменяет около 80 большегрузных автомобилей)», — перечисляют преимущества в госмонополии.

На этом фоне, по данным Росстата, объемы автомобильных грузоперевозок в Урало-Западносибирском регионе сократились за пять лет почти на четверть. Руководитель группы компаний «ИнтерТрансАвто» Александр Волик рассказал, что возросли трудозатраты, расходы на топливо и налоги, плюс кредитная нагрузка. Из-за этого при 7-процентном росте выручки компании (в рублевом выражении) средняя доходность одной заявки упала на 11%, а рентабельность бизнеса снизилась на те же 7%.

Александр Волик, глава ГК «ИнтерТрансАвто»:

— С другой стороны, значительно упали грузообороты из других регионов в Свердловскую область. Например, из Омской, Оренбургской, Новосибирской областей, Пермского края, Татарстана и Башкирии. Ситуации, когда наши партнеры из других городов говорят, что с радостью забрали бы наш груз, но им нечего везти в нашу сторону, происходят часто.

Модель бизнеса подразумевает расчет тарифа по ставке «в одну сторону». Транзитные машины, которые разгрузились в Екатеринбурге, ожидают обратной загрузки. Чтобы компенсировать потери, автоперевозчики вынуждены поднимать тарифы. По отдельным направлениям речь может идти до 25%. Часто клиенты не готовы к такому резкому скачку цен.

На данный момент сроки и стоимость перевозки груза в контейнерах по железной дороге и автотранспортом в целом сопоставимы, но при протяженности доставки более 2000 км ценовая и скоростная конкурентоспособность поездов становится выше.

Монополизируй это. Пока дальнобойщики протестуют, РЖД вторгаются на рынок автомобильных перевозчиков
Фото: архив 66.RU
Стоимость перевозки контейнера в составе поезда — 51 тыс. руб. (21,9 т) и 76 тыс. руб. (26,5 т). Стоимость перевозки еврофурой (20–24 т) — около 80 тыс. руб.

При этом грузовместимость автомобильного полуприцепа больше.

Контейнерный терминал РЖД расположен на Гипсовой станции Екатеринбург-Товарный. Комплекс уже сейчас способен обрабатывать 190 тыс. ДФЭ в год, а после реконструкции, которую планируется завершить до конца 2017 г., мощности возрастут до 330 тыс. ДФЭ. Этого достаточно, чтобы принимать грузы на направлении Москва — Екатеринбург.

Участники рынка автотранспортных услуг тем не менее относятся к сложной ситуации без пессимизма. «Возможно, железнодорожный транспорт и отъедает долю. Но автомобильные грузоперевозки всегда будут оставаться самым востребованным видом доставки», — считает Александр Волик.

«В рамках данного сервиса не планируется переключать с автотранспорта грузы, требующие поддержания определенного температурного режима, а также мелкие партии товаров», — соглашаются в РЖД.