— Я всегда спрашиваю человека, который ищет работу, общался ли он с кадровыми агентствами. И всегда получаю один и тот же ответ: «Нет, а зачем?» Рассказываю, зачем профессионал обязан дружить с компаниями по подбору кадров.
Давайте разберемся, на чем зарабатывают агентства. Они заключают разовый или долгосрочный договор с компанией, юридическим лицом. Сумма вознаграждения за подбор может быть фиксированной или зависеть от годового дохода кандидата (в последнем случае агентство заработает от 12 до 25% от его годовой зарплаты). Например, при закрепленной ставке 20% и окладе кандидата 100 000 руб. гонорар агентства составит 240 000 руб. Если кандидат не пройдет испытательный срок, агентство может подобрать другого сотрудника уже бесплатно, если такие условия оговаривались заранее.
Как вы уже поняли, удовольствие работать с агентством недешевое. Поэтому вакансии, которые может закрыть штатный рекрутер, компания, скорее, выложит на работные сайты и в «Фейсбук». К агентствам обращаются, когда нужно найти редкие и высококвалифицированные кадры. Закрыть сложные вакансии им помогает технология прямого поиска и собственная база данных.
Основные клиенты агентств — это, конечно, международные компании и крупный российский бизнес. Реже — средний бизнес и практически никогда малый (исключением может стать активно развивающийся малый бизнес). Чаще всего компании обращаются в агентства, когда горит. Вам сразу говорят, что сотрудник им нужен был «вчера». Запрос звучит примерно так: «У вас же есть на примете много хороших кандидатов, пришлите нам завтра человек пять!» По статистике агентств, реальный срок закрытия вакансии составляет от 3 недель до 3 месяцев (если речь идет о квалифицированном сотруднике). Часть времени уходит на поиск, часть — на периоды между собеседованиями и сбор рекомендаций.
У рекрутеров в агентствах часто есть специализация. Например, одни работают только с банками. Это значит, что и кандидаты на вакансии в большинстве случаев приходят из банков. Рекрутер, который постоянно их собеседует, хорошо разбирается, что происходит в этой сфере. Где сильная команда, откуда все бегут, а где есть перспективы. Вы же можете не видеть полной картины. Поэтому пообщаться с рекрутером, знающим ваш рынок, — обязательная задача профессионала.
Есть агентства, которые специализируются на IT, маркетинге, ресторанном бизнесе, фарме и т.д. Найдите общий рейтинг или список агентств в интернете, посмотрите сайт каждого. Так вы создадите для себя список потенциально подходящих для вас. Даже если вы в Екатеринбурге, а агентство вашей специализации только в Москве, все равно стоит пообщаться — московские агентства часто ищут кандидатов удаленно.
Даже если вы не устроились через агентство сразу, вас будут приглашать на новые вакансии. Это может быть через неделю, а может через год. Напоминайте о себе, отправляйте обновленное резюме, пишите о полученном дополнительном обучении.
Один мой знакомый дружил с ведущими консультантами четырех агентств, регулярно ходил на собеседования, внимательно слушал рекомендации и в итоге построил успешную карьеру.
Если вы не хотите, чтобы ваш начальник узнал, что вы ищете работу, позвоните рекрутеру, с которым вы дружите. Это, конечно, сузит круг вашего поиска, но все равно лучше, чем продолжать ходить на нелюбимую работу.
Более 300 резюме рекрутер может просмотреть за день. Опытный специалист знает, а точнее, уже чувствует, что лишнее, что преподнесено неверно, а что написано отлично. Часто агентство корректирует резюме кандидата после собеседования, прежде чем отправить заказчику. Убирается вся вода, остается суть.
Почему бы вам не попросить этот вариант резюме? Я, например, никогда не отказывала соискателю и даже писала свои комментарии, чтобы объяснить, почему были внесены те или иные изменения.
Не нужно быть слишком самоуверенным. Старайтесь слушать и просить обратную связь. Со многими кандидатами я общаюсь до сих пор, и каждый раз наша дружба начиналась с фразы: «Как думаете, про этот опыт стоит подробней рассказывать на собеседованиях?» Или: «Мне не кажется это достижением — это было довольно легко в реализации. Стоит ли об этом говорить на собеседовании?»
Разумеется, у рекрутера нет времени на то, чтобы подробно разбирать ваши навыки прохождения собеседований. Их работа в другом. Но ответить на 3–4 ключевых вопроса рекрутер сможет.