Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
Это вернет доверие покупателя, повысит качество товаров и сделает отечественную продукцию конкурентоспособной, обещают разработчики новой Национальной системы сертификации. Пилотный проект уже запущен в Свердловской области. Что изменится для производителей и покупателей — в интервью 66.RU объясняет глава Росстандарта Алексей Абрамов.

С середины 90-х годов доверие к ГОСТу стремительно падало — и все из-за злоупотребления производителей продукции знаком соответствия национальному стандарту. Привычный всем символ стали печатать на любом товаре, зачастую не соответствующем заявленному качеству. Чтобы кардинально изменить ситуацию, Росстандарт запустил в этом году пилотный проект в нескольких регионах России, в том числе в Свердловской области. Корреспондент 66.RU встретился с руководителем федерального ведомства Алексеем Абрамовым и выяснил, зачем сегодня нужен рынку этот «привет из СССР», каких результатов удалось добиться за первые два месяца реализации проекта и как купить в магазине по-настоящему качественную российскую продукцию.

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам
Фото: Сергей Логинов

— Давайте сначала в общих чертах расскажу про проект: почему он так называется и для чего мы его начали. Вы помните, что в советские времена, в условиях плановой экономики у нас была государственная приемка — власть брала на себя ответственность за то, чтобы предприятия выпускали качественную продукцию. Государство было в этом заинтересовано, но такая система не всегда эффективно справлялась с этой задачей. В условиях сегодняшней, рыночной экономики система управления качеством в стране существенно поменялась. В рамках технического регулирования государство определяет, какие минимальные требования к продукции должны соблюдаться. Контроль за соответствием продукции этим параметрам обеспечивается в рамках специального государственного надзора по линии соответствующих федеральных ведомств. А за качество своей продукции перед потребителем отвечает сам производитель.

— Получается, что производитель сам определяет качественные характеристики и сам же обеспечивает соответствие продукции этим параметрам?

— Был период, когда государство решило, что не должно заниматься такими видами деятельности и рынок отрегулирует все сам. В результате продолжительное время Росстандарт в этой работе не участвовал, хотя у нас есть и испытательные возможности, и органы по сертификации, которые выполняют работы по оценке соответствия. Сейчас пришло время собирать камни. По моему глубокому убеждению, государство должно выступать не просто как заказчик качества продукции, как это было в советское время. Нужно заинтересовать предприятие постоянно выпускать продукцию соответствующего качества. Один из путей решения — создать в стране такую систему сертификации, которая обеспечивала бы соблюдение интересов всех участников рынка. В результате этого, как мне кажется, может быть создано пространство доверия, в котором работают и производители, и потребители, и организации, которые передают продукт от производителя к потребителю. Наша задача сегодня — вернуть доверие всех, и мы понимаем: чтобы восстановить его, потребуется время.

— В этом смысл вашего проекта?

— Да, в первую очередь. Люди должны знать, насколько ответственно производители подходят к достоверному информированию потребителя о качестве своей продукции. Кстати, спрос на такую внешнюю оценку сегодня есть и у самого производителя.

Сейчас проект проходит тестовую фазу — мы работаем в семи регионах, в том числе в Свердловской области. В этом регионе тему активно ведет Уралтест. От стадии получения заявок со стороны предпринимателей мы перешли к самой сертификации. В том числе уже есть продукция, которая получила право маркироваться знаком Национальной системы сертификации. В основном это пока предприятия пищевой отрасли, но есть продукция и промышленного назначения.

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам
Фото: Сергей Логинов


— В чем отличие новой системы сертификации, к примеру, от существующих ТУ?

— Напомню, что технические условия только недавно, с июля 2016 г. (когда вступил в силу новый закон о стандартизации), приобрели статус документов по стандартизации. ТУ используются производителями в разных целях. Для кого-то это возможность выпускать свою продукцию по нестандартизированным методикам, к примеру, если речь идет об уникальной рецептуре или принципиально новом для рынка продукте. А для кого-то, и это тоже не секрет, это способ ухода от контроля, жестких требований и минимизация затрат на производство своей продукции.

— Я правильно понимаю, что будет выдаваться некий знак того, что продукция прошла проверку Росстандарта?

— Да, это будет знак РСТ в овале — и он будет сопровождаться номером конкретного ГОСТа, которому соответствует сертифицируемая продукция.

— Вы говорите, что в реализации проекта заинтересованы и государство в лице Росстандарта, и ритейлеры, и производители. А последние сами понимают, зачем им это нужно?

— Вы правы, пока не все предприятия, особенно представители малого и среднего бизнеса, понимают, что такое стандарты. Хотя замечу, 80% всех уже поступивших на оценку соответствия заявок — как раз от малого и среднего бизнеса. Но пока предприниматели плохо понимают, какие необходимы методы исследования и испытания, чтобы их продукция могла маркироваться знаком соответствия ГОСТу. И уж точно не до конца знают о своих преимуществах при участии в этом проекте…

— И какие преимущества у производителя, чья продукция сертифицирована этим знаком качества? Сейчас, по-моему, уже никто не смотрит на такие элементы на упаковке, считая их очередным рекламным трюком.

— А между тем исследования показывают, что наличие ГОСТа на упаковке, сразу привлекая внимание и доверие покупателя, дает существенные маркетинговые преимущества при выводе продукции на рынок. И тем, кто намерен использовать этот знак в будущем, нужно уже сегодня четко понимать, что это не просто правильный маркетинговый ход, но и вполне серьезные обязательства.

Вот так будет выглядеть новый знак соответствия ГОСТу.


— Хорошо, как это работает? Любой предприниматель с улицы может прийти и попросить проверить его продукцию на соответствие стандарту? И сколько такие работы будут стоить?

— Получить знак Национальной системы стандартизации может любой производитель. Наш принципиальный подход — не делать из этого бизнес, и за этим мы будем жестко следить. В том числе поэтому на пилотной стадии проекта работы в рамках Национальной системы сертификации будут проводить только государственные центры. В рамках оценки соответствия производитель компенсирует только стоимость исследования. Это не заоблачные цифры: от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч в зависимости от сложности испытаний. Торговли сертификатами не будет. На наш взгляд, это должна быть качественно оказанная услуга, востребованная в первую очередь самим бизнесом.

— Не приведет ли это к тому, что производители начнут повышать цены на сертифицированные товары?

— Вопрос ценообразования всегда достаточно сложный, так как на него влияет большое количество факторов. В том числе и расходы, которые несет производитель, проводя добровольные испытания и тестирование продукции. Но это главное подтверждение того, что продукция качественная. Также это расходы на то, чтобы сделать производство более современным. Чтобы поднять уровень качества продукции, недостаточно просто «докладывать мясо тигру в клетку». Порой нужно провести серьезную модернизацию производства, чтобы соответствовать стандартам, уровень которых всегда привязан к технологическому уровню в стране и в мире. Поэтому сложно сказать, повлияет ли это на цену. Скорее, это будет зависеть от того, как будет меняться потребительский спрос на маркированную знаком РСТ продукцию.

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам

В ведомстве планируют, что с помощью мобильного приложения потребитель сможет считать всю необходимую информацию, заложенную в знаке соответствия.


— Я пришла в магазин и вижу товар со знаком Национальной системы стандартизации… Честно говоря, как потребитель, я не обращаю внимания на все эти значки, просто не считываю их. Зачем это все мне, как потребителю, который давно утратил веру в ГОСТы?

— Участвовать или не участвовать в Национальной системе сертификации — личное дело каждого, никто насильно тянуть в этот проект не будет. Но если знак РСТ на упаковке стоит, это означает, что соответствие продукта ГОСТу гарантировано государством. Поэтому за правомерностью использования этого знака Росстандарт будет следить. Когда достаточно большое количество наименований и производителей продукции пройдут сертификацию, мы опубликуем эту информацию. Уже сейчас в открытом доступе есть реестр тех, кто имеет полное право ставить знак РСТ на свои товары. В будущем мы создадим мобильное приложение, с помощью которого потребитель сможет считывать всю информацию прямо с упаковки товара и в онлайне проверять, сертифицирован товар или нет. Важно, чтобы любой человек мог получить информацию о потребительских характеристиках товара, даже если они не всегда есть на упаковке.

— Как будет работать это приложение?

— Самое простое — это использование QR-кода, с помощью которого можно будет считать всю информацию: есть ли товар в реестре, совпадает ли производитель, наименование продукции. На товар не придется клеить защитных наклеек, а значит, это уже минимизирует затраты производителя. Такой способ маркировки достаточно простой и надежный.

— Ладно, предприниматель получил свой знак качества. Что дальше? Кто в дальнейшем гарантирует, что продукция остается качественной и не меняется?

— Мы заранее договариваемся с предприятиями, что даем этот знак на определенный срок, например, на год. И подписываем с таким производителем соглашение, в котором указано, что он обязан предоставить нам свою продукцию и доступ к производству в любой момент. В отличие от государственного контроля, в рамках нашей системы мы ни с кем не будем согласовывать инспекционные проверки продукции на полках в магазинах.

— И все-таки никто не мешает сейчас указывать на упаковках недостоверную информацию или ставить любые «знаки качества». Товаров — миллионы, и все проверить физически невозможно. Почему вы считаете, что ваша система будет работать?

— К нерадивым производителям, которые фальсифицируют продукцию и вводят в заблуждение потребителей указанием недостоверной информации о продукте, применяются меры воздействия: привлечение к административной ответственности, штрафы или даже отзывы продукции с рынка. Мне кажется, эти меры уже достаточно действенны, но и их нужно ужесточать.

— Штраф в несколько сотен тысяч рублей для крупного предпринимателя не такая уж большая проблема, как мне кажется, а проверить всех невозможно. Возникает ощущение, что такие проверки и наказания — просто иллюзия…

—То же самое можно сказать про преступников. Преступления совершаются — считаете это нормальным? К этому нельзя относиться спокойно. Государство всегда должно обеспечивать адекватные меры реагирования и заставлять исполнять законы. Думаю, мы справимся с этой задачей в рамках Национальной системы сертификации. Будем выявлять тех, кто недобросовестно маркирует свою продукцию знаком РСТ, и регулярно информировать о них через наш сайт. Уверяю, это серьезные имиджевые риски для любого производителя — и совсем небольшого, и крупного предприятия. Но, по моему убеждению, мошенников на самом деле не так много. Большинство предприятий настроены на долговременное присутствие на рынке, осознавая свою ответственность и гарантируя потребителю качество своей продукции в условиях и без того жесткой конкуренции на рынке.

Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам
Фото: Сергей Логинов

— Возвращаясь к Национальной системе сертификации: кто будет проверять этот знак? Кто мешает штамповать их на продукции нелегально?

— О продукции, прошедшей реальные лабораторные испытания на требования ГОСТа, можно узнать прямо из реестра на сайте Росстандарта. Мгновенно это можно будет сделать, как я уже говорил, через специальное мобильное приложение. Помимо этого, мы будем активно работать с общественным контролем — и вместе с потребителями выявлять нечестных производителей. Какое-то количество желающих наверняка захочет воспользоваться знаком, ничего для этого не делая, и на пилотной стадии мы уже вырабатываем защитные меры против таких «дельцов».

— Сколько времени уйдет на то, чтобы внедрить задуманную вами Национальную систему сертификации?

— До конца 2017 г. мы работаем в пилотной фазе в семи регионах. Со следующего года развернем систему по всей стране. Уже сейчас мы готовим всю необходимую для этого лабораторную базу, оформляем документы для участия наших лабораторий в Национальной системе сертификации. Уверен, что уже в 2018 г. мы сможем показать, что качество по ГОСТу гарантировано государством и действительно заслуживает доверия и производителей, и потребителей.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru