Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

11 июля 2017, 10:00
Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.Ru
В России скопилось большое количество структурных проблем. Основная — чудовищная доля государственного бизнеса. Алексей Кудрин, предлагая рецепт выхода из кризиса, сам точно не знает, услышат ли его предложения в Кремле и Белом доме.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин после участия в пленарном заседании «Иннопрома» прочитал в Ельцин-центре лекцию о роли предпринимательства в стране. Несмотря на оптимистично звучащую тему («Россия как пространство для инициативы и предпринимательства»), реалии вряд ли радужные. Государство отстает не только от развитых, но и развивающихся стран. Преодолеть кризис поможет только развитие предпринимательства.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

— У нас скопились структурные проблемы, диспропорции, которые нужно преодолевать. Я часто говорю о проблемах в бюджетной сфере, технологическом развитии, производительности труда. Но больше я хочу говорить о роли предпринимательской инициативы и как она влияет на экономический рост.

В ходе анализа мы выявили три сферы, влияющие на развития нашей страны на 15 лет. В чем наше самое большое отставание от развитых стран?

Прежде всего, это проблема технологического развития. Это влияет на производительность труда организаций. Мы стоим перед проблемой слабого уровня человеческого капитала — тех компетенций и навыков, которые нужны в новой экономике. Тут существует и пробелы в образовании. Мы не знаниям должны учиться, а навыкам, которые нужны в меняющемся мире. Третье — качество государственного управления. Государство не должно давить, ограничивать; оно должно не убивать инициативу, а способствовать реализации возможностей.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

В начале нулевых годов экономика России в среднем росла на 7% ВВП в год, а в последние 10 лет — на 1%. Даже в Советском Союзе такого длительного периода низких темпов роста не было. Понятно, повлиял мировой кризис 2008 г. Но сейчас мы имеет свой, локальный кризис. Если ВВП продолжит расти медленнее среднемирового уровня, мы потеряем долю в мировой экономике, а затем — утратим возможности обороноспособности страны.

Государство наращивает свои полномочия: с 2003 г. они возросли в два раза. В то время как эффективность контроля низка. Количество президентских поручений и отчетов растет, а исполнение их — уменьшается.

Основным драйвером роста в ближайшие 6 лет будет рост производительности. Последние 10 лет этот показатель только падал — из-за кризиса, падения цен на нефть, санкций. Из чего складывается производительность? Из развития технологий, бизнес-моделей, управления. Таким образом, понятие промышленной революции 4.0 связано с изменением моделей управления.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

Еще один вызов состоит в том, что внутренний спрос не вытянет экономику. Нужно наращивать экспорт несырьевых товаров, нужно найти свои ниши на мировом рынке. Наш прогноз предполагает удвоение к 2024 г. вывозимой продукции, а к 2035-му — еще одно удвоение по отношению к 2024 г.

С одной стороны, у нас на словах всеобщая поддержка предпринимательства. У нас нет политических сил, выступающих против предпринимательского класса. Есть институты развития, много фондов. С другой стороны, вклад малых и средних предприятий в ВВП — всего 20%. В развитых странах они приносят 50–60%. Мы должны поднять долю малого и среднего предпринимательства. Вот вам и структурный сдвиг.

Сегодня около 6% россиян являются бизнесменами, только 2% планируют открыть свое дело в течение трех лет. Это очень мало. Например, в Латинской Америке и Африке предпринимателями собираются стать от 40% до 70% населения. Жители России неплохо относятся к предпринимательству: такую карьеру признали привлекательной больше 63%, но только 31% граждан считают условия ведения бизнеса привлекательными.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

Когда мы размышляем, что нужно сделать для поддержки предпринимательства, то понятно, что одними субсидиями проблему не решить. Не все смогут их получить. Речь идет о создании единых правил, их стабильности, защите прав собственности, низких банковских ставках, стабильном налоговом режиме.

Для индивидуальных предпринимателей основная проблема — легализация. То есть выход из теневой зоны. Даже двухлетние каникулы по налогам и проверкам не спасают. Человек думает: «Но ведь через пару лет с меня все равно спросят».

Кроме того, нужно снизить число контрольных функций государства в два раза. Мы ведем аудит госполномочий, от которых можно отказаться или перевести в другие формы. Например, отдать их саморегулируемым организациям. Долю государственного бизнеса нужно сократить в 1,3 раза, а долю малого и среднего предпринимательства поднять с 20% до 30%. Сегодня компании с государственным участием составляют примерно 70% рынка.

Алексей Кудрин: «Такого падения экономики не было даже в СССР. Я знаю, что делать»

Еще одно предложение — обучать граждан. Можно ввести в университетах или колледжах специальный курс. Или разрешить открывать бизнес молодым людям начиная с 14 лет. Можно эти идеи обсудить.

Сектор, где бизнесмен мог бы получить поддержку — это участие в госзакупках. Но сегодня это имитационная процедура. 3% государственных заказчиков осуществляют 80% заказов, в тендерах побеждают 3,5% поставщиков, получая 80% всех заказов.

Один из шагов снижение доли государства в экономике — это приватизация. Можно от продажи госимущества приводить в бюджет 0,5% ВВП ежегодно. Что это дает? Это не просто доход. Это не только доход в триллион рублей, который можно потратить на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Это привлечение независимых акционеров и директоров к управлению, это углубление финансового рынка, поскольку эти пакеты становятся залогом в сделках или других финансовых операциях.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.Ru