Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Аэропорт не станет хабом, пока екатеринбуржцы не разбогатеют»: Росавиация нашла Кольцово инвесторов

9 июня 2017, 14:20
«Аэропорт не станет хабом, пока екатеринбуржцы не разбогатеют»: Росавиация нашла Кольцово инвесторов
Фото: 66.RU
Главным фактором развития аэропорта является подвижность населения. Оператор, ощущая платежеспособный спрос, развивает инфраструктуру, а авиакомпании расширяют направления полетов.

До 2015 г. Кольцово стабильно входил в пятерку самых загруженных аэропортов страны с показателем 4,52 млн перевезенных пассажиров в пике, однако после этого стал терять позиции, пропустив вперед в позапрошлом году Симферополь, а в прошлом — еще и Сочи. В Екатеринбурге, в отличие от двух курортных городов, драйвером развития аэровокзала является деловая активность, которая по разным причинам, очевидно, падает.

В 2016 г. из аэропорта летали 68 авиакомпаний по 135 направлениям. Но такие показатели далеки от московских, даже учитывая (как говорят чиновники) «уникальное географическое положение на границе континентов». Даже разворот внешнегосударственной политики на Восток не приблизил екатеринбургский авиаузел к статусу полноценного хаба.

За год до чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут и в уральской столице, мы поговорили с чиновниками из Росавиации о потенциале и точках роста Кольцово. На вопросы ответили замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александр Ведерников и заместитель гендиректора Госкорпорации по организации воздушного движения по экономике и финансам Евгений Мельников.

(Александр Ведерников) — Могу сказать, что Кольцово развивается достаточно хорошо. До конца года там должны закончить реконструкцию взлетно-посадочной полосы…

— Но все-таки при всем желании Кольцово нельзя назвать полноценным хабом. Таким, как московские аэропорты. Или даже питерский Пулково.

— Кольцово — это региональный аэропорт, который по интенсивности движения всегда входит в лидирующую группу.

(Евгений Мельников) — По своей инфраструктуре Кольцово — уже хаб. Авиаузел соответствует всем требованиям международного аэропорта.

— Что мешает ему развиваться быстрее?

(А.В.) — Наибольшая интенсивность воздушного движения сконцентрирована в европейской части страны. Но Росавиация предпринимает много усилий, чтобы развивать сеть региональных маршрутов и не замыкаться только на столицу. Есть постановление Правительства РФ, по нему предусмотрены субсидии для развития региональных авиакомпаний. Кроме того, хаб формируется по мере того, как руководство аэропорта привлекает новых перевозчиков.

(Е.М.) — С точки зрения роста существует несколько факторов. Основной — повышение коэффициента подвижности населения. Это макроэкономический показатель, который достигается комплексно. Например, на Петербургском международном экономическом форуме доложили о снижении ставки рефинансирования Центробанка, что тоже говорит о состоянии дел в стране. Будет экономический рост — произойдет и повышение коэффициента подвижности. Люди будут понимать, на какие деньги лететь. Тогда авиакомпании увеличат и количество авиаперевозок, и количество грузов.

Вторая причина — это развитие региональной экономики. Когда развиваются дополнительные производственные мощности и расширяется промышленность, тогда физически появляется потребность осуществлять авиаперевозки. При этом площади и инфраструктура Кольцово позволяют увеличить объем перевозок.

(А.В.) — Да, ограничений никаких нет, есть хороший задел на будущее. С вводом взлетно-посадочной полосы мы будем совершенствовать все эти процедуры, увеличивать резерв. Потенциал — отличный.

— Согласен, мы видим экономический спад. Но может ли на ситуацию как-нибудь повлиять якорный авиаперевозчик или оператор аэропорта?

— Нельзя односторонне рассматривать эту ситуацию. Влияние будут оказывать только макроэкономические показатели. Подвижность населения Урала будет оказывать влияние на количество выполненых полетов в аэропорт Кольцово и из него. Транзитных рейсов, которые проходят через Урал, много. Так что дело за подвижностью населения. А это исходит от его платежеспособности.

— Допустим, Екатеринбург получил право на проведение выставки «Экспо-2025» или другого крупного международного события — не важно. Способен ли Кольцово уже сейчас нормально обслужить всех гостей и участников? Или, может, необходимо что-то изменить в аэропортовой инфраструктуре?

(Е.М.) — На самом деле уже все есть. Аэропорт прошел шикарную школу ШОСом. Это опыт, который дорогого стоит. В тот период аэропорт показал себя на высоком профессиональном уровне. Это оценили все гости и участники события.

(А.В.) — Послушайте, я родился в Асбесте и помню тот терминал, который был при Советском Союзе. Его даже нельзя сравнивать с нынешними: небо и земля по объему обслуживания пассажиров, по технологиям и оборудованию! Существующие терминалы позволяют принять миллионные потоки. Я не вижу никаких проблем, у Кольцово все условия созданы.

— То есть третий терминал в Кольцово будет лишним?

— Я не вижу необходимости еще в одном терминале.

(Е.М.) — Подождите, что касается третьего или четвертого терминала — это вопрос коммерческий. Если оператор сочтет нужным и по экономической целесообразности это будет необходимо, то инвестор это будет реализовывать.

Оценивать нагрузку, пропускную способность, обеспечивать сервис и удобство — это задача коммерческих структур. Если будет экономическая выгода, то бизнес, поверьте мне, построит не один терминал и не одну взлетно-посадочную полосу. А задача государства и Росавиации — обеспечивать безопасность перелета пассажиров — один человек это будет или миллионы.

P.S. В рамках реконструкции Кольцово к чемпионату мира по футболу собственник предусмотрел реконструкцию международного терминала, строительство нового гаража для спецтранспорта, ангара для самолетов деловой авиации и многоуровневой парковки на 500 машино-мест.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU