Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Не нужно недооценивать имидж». Зачем областной бюджет тратит 65,7 млн руб. на «Иннопром»

«Не нужно недооценивать имидж». Зачем областной бюджет тратит 65,7 млн руб. на «Иннопром»
Фото: архив 66.ru
Чиновник, ответственный за выставочную деятельность, рассказал, что в этом году Formika сделает стенд Свердловской области под ключ, а профит от события не выражается в денежном эквиваленте.

С этого года организатором «Иннопрома» являются компания Formika и федеральное Министерство промышленности и торговли, а Свердловская область становится одним из участников. Такие изменения повлекли за собой и смену каналов финансирования промышленной выставки.

Как выяснила редакция 66.RU, региональное правительство в десять раз по сравнению с прошлыми годами (до 66 млн руб.) увеличит траты на создание стенда Свердловской области. Условия контракта предполагают существенное расширение функционала победителя тендера: он должен организовать губернаторский прием в Ельцин-центре, провести рекламную кампанию и обеспечить перевозку гостей и VIP-участников. Кстати, уже известен подрядчик: это ООО «Бизнес Ивент» (структура ГК Formika), снизившее первоначальную цену госконтракта на 800 тыс. руб.

Но даже сумма в 65,7 млн руб. меньше, чем власти тратили на «Иннопром» раньше: в 2014 г. Formika согласилась организовывать выставку в течение трех лет за 300 млн руб.

В преддверии «Иннопрома-2017» мы поговорили с заместителем министра инвестиций и развития Свердловской области Александром Породновым о пользе выставки для бизнеса, о бюджетных расходах и о развитии территории вокруг «Экспоцентра».

— Цена госконтракта на услуги по организации участия Свердловской области в деловом смотре возросла за год в десять раз. Рассказать, как это выглядит со стороны? В прошлом году чиновники отпустили мероприятие в свободное плавание, рассчитывая на выход в плюс. Но когда внимательно прикинули сметы, все-таки решили поучаствовать финансово. При этом деньги они дали не на организацию всей выставки (100 млн руб.), а на установку стенда Свердловской области (66 млн руб.). Объясните, где я нарушил логику?

— Во-первых, бюджет больше не платит за организацию самой выставки. Во-вторых, в этот раз существенно увеличен объем работ, касающихся непосредственно презентации Свердловской области. Мы сконцентрировались на показе своего потенциала. Добавилась работа с иностранными делегациями: в этом году мы их будем возить по нашим промышленным предприятиям, показывать продукцию. Наша задача — максимально познакомить инвесторов с возможностями региона, использовав выставку для продвижения уральских товаров на зарубежные рынки.

— Неужели контракт увеличился только за счет объезда свердловских предприятий участниками выставки?

— Не только. У нас всегда было две площадки. 200 м2 — презентационный стенд, где пройдет большое количество наших мероприятий. Деловая программа «Иннопрома» — это федеральная программа, но у Свердловской области есть и своя повестка, которую мы бы хотели обсудить на своей площадке. Еще 600 м2 — экспозиция региона. Раньше Свердловская область получала только незастроенные и необорудованные квадратные метры, где располагались участники — как правило, различные институты развития (Фонд поддержки предпринимательства, Корпорация развития Среднего Урала, ОЭЗ «Титановая долина»), которые по сути за бюджетный счет оплачивали застройку. Создать единое оформление при таких условиях проблематично.

В этом году эта площадь прописана под индивидуальную застройку — комфортную, технологичную, инновационную. Мы освободили организации от этих обязанностей. Кроме того, поскольку правительство оплачивало площадку, а институты развития — создание стендов, у контрольно-надзорных органов возникали вопросы: а нет ли перекрестного финансирования? Мы учли рекомендации контрольных органов и сделали модель финансирования более прозрачной.

— Сколько в этом году сможет сэкономит региональная казна?

— С учетом всего вышесказанного, экономия по сравнению с прошлым годом составит 45–50 млн руб.

— Хорошо. А что это за дизайн-проект оформления стендов, о котором говорится в материалах закупки? Судя по всему, это тоже весомая строка в бюджете.

— Дизайн-проект предполагает единое стилистическое и концептуальное решение стендов. В этом году мы четко сформулировали идеологию: Средний Урал — как территория промышленных возможностей. При этом мы сделаем акцент на кадры для промышленности, инновационные разработки и цифровизацию.

Что это значит? Сегодня все переходят в цифру. Наши IT-компании имеют хорошие продукты, которые предлагают для промышленников. Например, технологии промышленного моделирования, виртуальной и дополненной реальности. Они будут адаптированы не только под корпоративных заказчиков, но и под массового посетителя, чтобы им было развлекательно. Условно говоря, будут не только модели газовых турбин, но и туристические и культурные объекты города.

Появится дом, полностью сделанный на Урале. С одной стороны, это развитие темы импортозамещения, с другой — демонстрация возможностей малого и среднего предпринимательства.

Мы планируем построить модель дома в IKEA-формате, каждый его компонент будет произведен на Урале. Там будет оборудованный кабинет, мастерская, детская комната, гостиная, инженерия (от котельного оборудования до систем умного дома). Мы хотим показать, что в Свердловской области много предприятий, которые производят качественную, современную продукцию народного потребления по доступным ценам.

— Давайте задам вопрос, который вы, наверное, слышали, раз сто. Помимо имиджевого профита, есть ли экономический эффект (для правительства, для бизнеса) в проведении «Иннопрома» в Екатеринбурге?

— Если вы спросите любого собственника бизнеса, какие контракты были заключены и на какие суммы, то, скорее всего, никто вам не ответит. Это коммерческая тайна. Компании оберегают эту информацию как зеницу ока. Мы можем судить только по каким-то макроэкономическим показателям.

Приведу конкретный пример. В 2015 г. страной-партнером был Китай, и китайские компании мы специально возили по машиностроительным и металлообрабатывающим предприятиям. В следующем году прошло российско-китайское «Экспо». Что мы увидели по итогам? В 2016 г. объем экспорта продукции машиностроения в Китай вырос более чем в 2,5 раза, поставки механического оборудования — в десять раз, электрического оборудования — в 4,8 раза, оптических аппаратов — более чем в 8 раз.

Второе. Нельзя забывать, что любое крупное мероприятие — это загрузка существующей деловой инфраструктуры: транспортные компании, MICE-агентства, бюро переводов, гостиницы, полиграфия, рекламные агентства и др.

Два года назад мы делали расчет по влиянию того или иного события на экономику. Учитывались не только затраты на организацию, но и суммы подрядов. Компании Свердловской области получают порядка трех миллиардов рублей. При средней рентабельности 10% чистая прибыль организаций составит 300 млн руб. Это те средства, которые идут на развитие бизнеса компаний, задействованных в организации «Иннопрома».

Не нужно недооценивать имидж. Мы понимаем, что конкуренция между регионами — колоссальная. Наша задача не только создавать комфортные условия для жизни и ведения бизнеса, но и как можно громче заявлять о возможностях региона. Очевидно, что не последнюю роль при заявке Екатеринбурга на «Экспо-2025» играло проведение «Иннопрома». Екатеринбург оказался наиболее подготовленным, поскольку имел большой опыт событийных мероприятий.

— Еще одним косвенным индикатором успешности уральских предприятий считаются налоговые отчисления в бюджет. Как сделки с китайцами повлияли на объемы налогов?

— Во-первых, доходная часть бюджета растет. Если компания осуществляет внешнеторговую сделку, то получает валютную выручку. Соответственно, объемы налоговых отчислений должны расти.

Во-вторых, я не говорю, что после выставки «Иннопром» сразу же должны строиться садики и чиниться дороги. Влияние на экономику, социальную жизнь, налоговую базу не прямое, а опосредованное, через повышение выручки и реализацию новых проектов. Мы делаем крупное мероприятие, чтобы помочь уральским компаниям продать свою продукцию. Чтобы заявить о регионе и показать, что этот регион создает комфортные условия для бизнеса. Представители гостиничной сферы вам скажут, что нужно 5–6 «Иннопромов» в год для создания рынка.

— Кстати насчет 5–6 «Иннопромов» в год. МВЦ «Екатеринбург-Экспо» в последние годы генерировал серьезные убытки: есть несколько крупных проектов, а остальное время павильоны пустуют. Новый генеральный директор Игорь Данилов планировал насытить событийную жизнь выставочника и начать, наконец, зарабатывать. Получилось?

— Эта работа ведется. У нового руководителя есть понимание, маркетинговая стратегия привлечения новых партнеров. Но любая выставка планируется за два-три года минимум. Поэтому ожидать эффекта через полгода — преждевременно. Есть конкретные выставочные и фестивальные проекты, по которым ведутся переговоры, но говорить о них сейчас я не буду.

— Но это не сдача в аренду помещений для бракосочетаний или банкетов?

— Нет, свадеб там не будет. Есть задача придерживаться функционального предназначения этого объекта.

— Что со строительством конгресс-холла? Когда он будет готов? Кто финансирует объект?

— Действительно, поставлена задача по строительству конгресс-центра, сейчас ведутся организационные работы. На сегодняшний день прорабатываются все возможные источники финансирования, в том числе привлеченные средства. Больше сказать ничего не могу.

— При проектировании предполагалось, что зал сможет принять артистов уровня Мадонны. Есть ли у Екатеринбурга потребность в таких концертных площадках? Не будет ли он пустовать, как пустует сейчас «Екатеринбург-Экспо»?

— Сегодня несколько регионов ведут работу по строительству крупных конгресс-центров. Это объект, который в перспективе несомненно станет точкой роста экономики такого большого города, как Екатеринбург.

— Четвертая очередь МВЦ предполагала гостиничный комплекс. Вы не отказались от этой идеи?

— Неподалеку от «Экспоцентра» мы зарезервировали площадку под гостиницу. Сейчас ищем частного инвестора. Это будет проект государственно-частного партнерства. Мы понимаем, что там нужна гостиница. Международные сети заходят со своей компетенцией как управляющая компания. Они находят инвестора, который строит, а потом передает объект под их управление. Есть международные сети, которые специализируются на строительстве отелей рядом с конгрессными и выставочными комплексами. С ними мы тоже ведем переговоры.

— Еще один вопрос, который вы слышали раз 150: почему все время Formika?

— Конкурсы проходят по 44-ФЗ. Это абсолютно открытая процедура. Никаких ограничений для участия других операторов нет, но не приходят они. Почему — не могу сказать. Видимо, чувствуют, что не справятся.

Лучшее — враг хорошего. Проходит мероприятие, которое становится самым ярким событием в деловой жизни Урала, главная промышленная выставка страны. Предприятия хотят участвовать: на сегодняшний день забронировано более 90% площадей в павильонах. Ежегодно 10–15% новых компаний участвует в выставке, авиакомпании ставят дополнительные рейсы в этот период. Всё хорошо. Но нет — надо зачем-то всё менять.

Кстати, сегодня — День российского предпринимательства. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех бизнесменов и пригласить их на промышленную выставку.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU