Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах

18 апреля 2017, 13:15
«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Разбираем реальный опыт владельца бизнеса со стажем и стартапера из Екатеринбурга.

Громкая история противостояния известного в Екатеринбурге предпринимателя — CEO компании Callibri Ивана Шкири и именитого тренера Радислава Гандапаса неожиданно для редакции 66.RU вызвала такую бурную реакцию, что просто так оставить тему мы не могли. Если уж на тренингах с ценником в энное количество тысяч рублей предлагают водить хороводы, то как тогда обстоят дела с бесплатным контентом? В месяц в Екатеринбурге проходит не меньше десятка различных бизнес-мероприятий с нулевым ценником за вход. С одной стороны, это хорошо: по идее, должна повышаться общая финансовая грамотность и формироваться мотивация на создание малого и микробизнеса. А МСБ, как известно, спасет если не мир, то уж локальную экономику точно. Но с другой стороны — что несут в себе все эти вебинары, видеоуроки, воркшопы и креативные сессии?

Мы выбрали двух реальных предпринимателей и с пристрастием допросили о том, насколько пригодилось им в реальной жизни современные курсы, направленные на развитие предпринимательских навыков.

Трубы, книги, бизнес-курс

Первый наш герой — Павел Бабушкин — больше известен как ведущий радио «Серебряный дождь», организатор поэтических вечеров, а ранее еще и лидер музыкальной группы «Точка». Павел совсем недавно вместе с женой всерьез занялся развитием семейного бизнеса — мастерской по производству фотокниг TooGoodBooks. Этакий классический стартап с идеей, энтузиазмом, но полным отсутствием стартового капитала и опыта ведения своего дела.

Благодаря сарафанному радио семейный бизнес приносит доход, но чета Бабушкиных рассчитывает на то, что бизнес сможет не только выжить, но и начнет приносить вполне конкретную прибыль.

Второй участник — Иван Зубарев — владелец успешного действующего бизнеса аварийно-сантехнической службы «Труба дело». Иван хоть и скромничает, но похвастаться ему есть чем: 11 лет работы на рынке, более 50 сотрудников в штате и миллионные обороты компании.

Объединяет этих людей тот факт, что оба они — участники курса для предпринимателей «Бизнес класс» от Сбербанка и Google — одного из самых масштабных проектов, запущенных в Екатеринбурге за последнее время. На данный момент в программе зарегистрировались более 10 тысяч жителей Свердловской области. Основная часть курса проходит в режиме онлайн, запланировано также несколько офлайн-мероприятий — участие во всех абсолютно бесплатное. История об участии в этом проекте стала отправной, но не конечной точкой в нашей с героями беседе о том, почему они готовы вновь сесть за парту.

TooGoodBooks: бизнесу надо учить в школе

«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах

Ксения и Павел Бабушкины — основатели маленького стартапа по производству фотокниг. До создания собственного дела активно не занимались своим бизнес-образованием. «А зря», — говорят они сейчас, набив первых шишек.

Все начинают свой бизнес с логотипа. Ну, круто же: вот у меня есть визитка с логотипом моей собственной (!) компании, можно лучшему другу отдать. И все равно, что у него итак твой номер в телефонной книжке забит уже 15 лет как. А надо-то начинать совсем не с этого. Надо, чтобы кто-то объяснил, какие у тебя риски, на сколько ты можешь влететь, если в твоем бизнесе (вот с этим классным логотипом, да) что-то пойдет не так, и как этих рисков избежать. Надо, чтобы кто-то помог осознать, какие бизнес дает возможности и какую ответственность на тебя накладывает.

Для меня самое главное было пережить у себя в голове, что ничего не получится. Я очень много времени проработал в найме. Мозг за эти годы закаменел и отказывался представлять, что вот сейчас раз — и ты за все отвечаешь, принимаешь решения, несешь ответственность, получаешь прибыль. И убытки тоже получаешь, если они есть. Наверное, поэтому я очень долго воспринимал хобби жены просто как хобби, мы не планировали какого-то серьезного развития, не вкладывали никаких денег. Но Ксения Сергеевна вдохновляет. И в какой-то момент я подумал: чем я рискую? 120 тысяч рублей потерять? Да и бог с ним — заработаю. Не в офисе, так в такси. Зато если выстрелит, будет круто.

А бизнес выстрелит, если заряжать правильно. Правильно — значит, не только деньгами. Для понимания — я обычный наемный служащий, не сын олигарха. Жена, маленькая дочь, ипотека. Миллионов, чтобы вбухать их в бизнес, нет. Значит что? Значит, вкладывать нужно столько, сколько потерять не жалко, и прокачивать мозг, чтобы эти деньги максимально эффективно использовать.

Все ругаются на всё. МВА — плохо. Шкиря, Гандапас — скандал. А я вот жалею, что столько времени ждал чего-то и боялся. Надо было раньше начинать. Если бы подобный «Бизнес класс» в моей жизни случился раньше, может, я бы и не терял столько времени из-за неоправданного страха. При этом лично меня совершенно не смущает привязка этого курса к конкретным коммерческим компаниям.

«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах

Бизнес надо начинать не с логотипа, а с плана. И если дизайнеров, которые могут нарисовать вам логотип, много, то вот людей, которые помогут правильно составить модель будущего бизнеса, — не очень.

На сам этот курс я попал очень смешно. Увидел в Facebook рекламу и подумал: «Прикольный способ придумали Сбербанк и Google, чтобы собрать лиды». Потому что мы ведь все уже давно не люди, а лиды (смеется - прим. ред.). Это философское, а жизненное — в том, что мне понравился сам метод привлечения клиентов, я решил посмотреть, как это сделано изнутри… и втянулся.

Нет, прорывных вещей там, конечно, нет. Но приятные люди очень кратко рассказывают важные вещи — этого уже достаточно, чтобы выделить пару-тройку часов в месяц. Короткий видеоформат позволяет за пару часов освежить и систематизировать те знания, которые были, а бонусом еще и пару-тройку полезных инструментов выдадут.

Блок про бизнес-модель, например, был очень крутым. Там дается очень простая и легко внедримая схема, которая помогает узнать, что мы делаем, для кого и как это нужно делать. Я, например, посмотрел его как раз в тот момент, когда мы с женой надумали запустить на сайте отдельный сервис по мини-букам, который позволил бы любому человеку самостоятельно собрать свою фотокнигу по нескольким нашим шаблонам. У нас возникло очень много вопросов, которые как раз и озвучены в этом модуле: кто ваши клиенты на конкретный товар, кто ваши поставщики, кто партнеры, где слабые места? Ответы, которые мы дали себе, реально помогли нам запустить этот сервис.

Я бы хотел, чтобы бизнес-образование было в школах. Хотел бы, чтобы моей дочери еще в детстве объяснили, как надо считать деньги, что такое бизнес и как он устроен, почему кто-то владеет компаниями, а кто-то предпочитает быть наемным сотрудником. Ведь бизнес — это по сути игра, такая семейная «Монополия». Вот сейчас наберем «карточек» (читай — подкопим заработанных денег) и купим себе фабрику (оборудование для производства фотокниг).

«Труба-дело»: и тысячи тренингов мало

«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах

Иван Зубарев на бизнес-тренингах ученик со стажем. Сейчас участвует в подобных мероприятиях не столько ради знаний, сколько ради полезных контактов.

Я хочу быть старцем. Есть старики — люди, которые с возрастом начинают обременять окружающих — необходимостью ухода, дополнительными расходами, а нередко и попросту капризами. А есть старцы — к ним люди тянутся, приходят за новыми знаниями и опытом. Так вот я лет через 20–30 хочу стать старцем, а не брюзжащим стариком. Я сейчас стараюсь учиться постоянно. Для того чтобы быть полезным своему бизнесу сегодня и окружающим меня людям — в старости.

Тренинги личностного роста мне не нужны. Я понимаю, куда и зачем иду, но мне не всегда с первого раза удается достичь результата. Воспринимаю это как послание от мироздания, мол, «Иван, недостаточно у тебя в арсенале инструментария — пойди научись». Иду и учусь. За время, что я активно веду и развиваю бизнес, я прочел десятки тысяч страниц бизнес-литературы и посетил добрую сотню разных мероприятий. Все ли они были хороши? Нет. Но негативный опыт — тоже опыт.

В свое время я зачитывался книгами Владимира Тарасова. Многие из них проштудировал не по одному разу. А потом пошел на тренинг. Как сейчас помню — отдал 45 тысяч рублей за два дня. По тем временам огромные для меня деньги. И что я услышал? По сути все эти два дня Тарасов пересказывал свои книги. Вынес ли я с этого тренинга что-то глобально новое? Вряд ли. Но зато как я запомнил все то, о чем говорил Тарасов. Еще бы — за такие-то деньги! Плюсом к семинару всегда добавляйте харизму тренера и вашу личную мотивацию на внедрение всего полученного: деньги-то вы заплатили — надо их отрабатывать.

Ценность бесплатных знаний теряется. Всегда есть опасение: а дадут ли тебе что-то ценное, если ничего не просят взамен? Приходится взвешивать и анализировать, кто проводит мероприятие, что за люди приглашены… В случае с «Бизнес классом» сыграли свою роль два сильных бренда — Сбербанк и Google. На старте проекта они организовали офлайн-встречу бизнесменов и банкиров. Именно такой формат мне больше всего интересен. Шанс узнать что-то новое невелик, но зато можно познакомиться с огромным количеством полезных твоему бизнесу людей.

«Денег нет, но вы учитесь»: что происходит на бесплатных бизнес-тренингах
«Люди покупают у нас не замену труб, а сервис. Чтобы сантехник прилично выглядел, чтобы говорил по-русски и грамотно, чтобы мусор за собой прибрал — вот это все. Я бы с радостью пошел учиться тому, как сделать сервис еще лучше. Но пока не вижу на рынке достойных предложений».

Если твои контрагенты не находят времени на обучение — с ними надо расстаться. Я так четыре раза менял подрядчиков по продвижению сайта. Начал работать с одной компанией, которая быстро обеспечила прирост посещаемости. Но потом они просто продолжали делать все то, что делали раньше. И через полгода этого оказалось уже недостаточно. Трафик перестал расти, а потом и вовсе стал падать. В итоге я сменил эту компанию на команду более молодых и заинтересованных ребят. За 11 лет, что существует мой бизнес, эта история повторялась не раз, и не только в сфере IT. Многие подрядчики, увы, перестают отслеживать, какие инструменты сейчас наиболее эффективны в их отрасли, забывают учиться и развиваться.

Когда я прихожу на какой-то тренинг или бизнес-семинар, я точно знаю, что меня окружают люди, которые прямо здесь и сейчас тратят время на то, чтобы развивать себя и свой бизнес. Я их воспринимаю не просто как соседа по креслу в конференц-зале, а как потенциальных партнеров, клиентов, поставщиков.

Ни на одном тренинге не учат держать удар. Я видел, как людей неудачи вышибают, словно кегли в боулинге: СЭС, прокуратура, конкуренты — и все, сдался человек. У нас бывали производственные травмы, конкуренты уводили важных клиентов, что-то не ладилось, компания уходила в убыток… И это часто зависит не от меня и не от количества посещенных бизнес-тренингов. Хоть тысяча их будет — это не влияет на то, что с вашим сотрудником на работе может случиться инсульт, а в стране может грянуть кризис…

Недавно я читал статью о том, что всего лишь 2% компаний переживают рубеж в 10 лет. Это те, кто научился держать удар.

Спорт — это тоже бизнес-тренинг. Я много занимаюсь спортом. Начиная с бокса и заканчивая шахматами. Меня даже часто спрашивают: «Ваня, зачем? Ты же не на Олимпиаду собрался». А ответ очень простой: чтобы силу воли тренировать. Встанешь в планку и думаешь, что пять минут не простоишь никогда. Но перебарываешь себя, стоишь в планке и пять минут, и больше... В бизнесе надо уметь быть таким же выносливым и уметь добиваться поставленной цели.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив компании «Труба-Дело»