Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Продай себя дорого: шесть признаков отличного резюме с точки зрения работодателя

Продай себя дорого: шесть признаков отличного резюме с точки зрения работодателя
Фото: архив 66.ru
Вместе с экспертами правильно составляем, форматируем и оформляем резюме. Специально для читателей Портала 66.ru они раскроют секреты, что нужно указывать о себе в первую очередь, а от чего лучше отказаться; как обратить на себя внимание работодателей и заверить, что вы — именно тот, кого они ищут.

Существует стереотип, что идеальный работник выглядит примерно так: он молодой, холостой, не воспитывает детей и не спешит стать семейным, получил три высших образования, не имеет вредных привычек, не любит ездить в отпуск, и в 23 года у него стаж работы 45 лет. Также кто-то до сих пор уверен, что диплом вообще ничего не значит, а высшее образование надо получать лишь ради корочки, ведь при трудоустройстве об окончании вуза никто и не спросит. Портал 66.ru решил развеять эти мифы и заверения в том, что устроиться на работу без связей нельзя.

Мы опросили крупных работодателей Екатеринбурга, консультанта по поиску работы и наших друзей из проекта Rabota66.ru, каких сотрудников ищут компании, и собрали советы, как сделать так, чтобы только благодаря резюме за вас как за специалиста готовы были драться лучшие компании.

Главное о резюме

Начнем с основного: резюме должно иметь презентабельный вид, вашу фотографию (на белом или сером фоне), должно быть разбито на блоки и содержать важную информацию, за которую точно зацепится взгляд читающего. По мнению HR-специалиста и автора популярных полезных материалов о поиске работы Михаила Притулы, идеальное резюме «выстроено в историю успеха» и должно быть в формате DOCX, объемом две страницы, составлено в идеальной последовательности и правильно отформатировано: шрифт Calibri или Arial, кегль 10 или 12, без таблиц и сносок, с одинарным отступом, пишет lifehacker.ru.

Резюме должно быть написано простым и понятным языком, но грамотно. В нем надо указать:

  1. свои имя и фамилию (отчество не нужно);
  2. контакты (мобильный телефон и электронную почту, домашний адрес не нужен);
  3. цель (должность, на которую претендуешь);
  4. ключевые компетенции (профессиональные знания и достижения, к которым пришли сами и привели компанию, в которой работали; а также несколько личностных качеств);
  5. образование (если вы учились в ПТУ, колледже, техникуме, а потом окончили вуз, укажите только вуз) и посещенные тренинги;
  6. опыт работы (от последнего — к более ранним);
  7. владение языками, знание компьютерных программ, наличие водительских прав и автомобиля.

Я попросила персонального консультанта по поиску работы Викторию Салахиеву, которая имеет опыт работы в ведущих кадровых агентствах и помогает своим клиентам составлять резюме и подготавливаться к собеседованиям, на конкретном примере объяснить, как сделать резюме читаемым и привлекательным. Для этого я показала ей свое резюме, в котором я указала ключевые, на мой взгляд, данные и весь свой опыт работы в СМИ. Выглядела моя презентация вот так:

Последний раз я правила резюме в 2014 г., а для этой статьи подредактировала его, лишь добавив опыт работы в 66.ru (картинка кликабельна).

Проверив мое резюме, Виктория объединила в один блок места работы, где я трудилась во время учебы в университете. В другой — должности в период 2011–2012 гг. Она отметила, что при описании опыта лучше писать сначала даты и название компании, а затем должность. А мой блок «личные качества» убрала полностью. «Именно в такой формулировке пишут больше половины кандидатов, поэтому это никто не читает», — отметила она.

По словам Виктории, сразу видно, что мое резюме составлено на скорую руку, а тщательность в составлении самопрезентации всегда заметна — на это нельзя жалеть времени.

Виктория Салахиева, персональный консультант по поиску работы:

— Для такого краткого резюме очень важно наличие качественного портфолио. Так как, по сути, идет перечисление разных изданий, где работала Ольга, без интересных подробностей. Благодаря портфолио можно подчеркнуть хороший опыт, показать удачные опубликованные работы. Например, в Tilda можно сверстать современное портфолио без знаний программирования, это сможет каждый.

Виктория отмечает: ваше резюме должно быть привлекательным для рекрутера компании или кадрового агентства. Он просматривает его и решает, стоит ли вас приглашать на очное собеседование. После этого вашу судьбу будут решать уже другие люди — ваши будущие и вышестоящие руководители.

Мы поговорили с тремя такими специалистами из крупных екатеринбургских компаний — все они работают в совершенно разных сферах, поэтому выбирают самых разных работников. Например, Людмила Галушко ищет сотрудников для группы компаний «ДатаКрат», которая специализируется на разработке программного обеспечения и системных интеграторов в области автоматической идентификации; Мария Орлова подбирает персонал для компании «СКБ-Контур», разрабатывающей программы для руководителей и бухгалтеров; Екатерина Разумова — для крупнейшей в России сети агентств недвижимости «CENTURY 21 Россия». Они рассказали, на что обращают внимание при изучении резюме и какие кандидаты на должность могут их заинтересовать. Также по каждому пункту свое заключение дала Виктория Салахиева.

За что продаете — за то и купят

Екатерина Разумова, HR-менеджер «CENTURY 21 Россия», говорит, что в их профессии главное — желание зарабатывать, ведь ограничения в зарплате нет: тот случай, когда ваша алчность сыграет на вас. Поэтому в резюме можно указать, что вы мечтаете заработать много денег — и именно в этой компании.

«Также важны нацеленность на результат, стрессоустойчивость и коммерческая жилка: специалист по недвижимости работает как предприниматель, он сам принимает решение за тот или иной проект и должен видеть выгоды во всем, — отмечает Екатерина. — В процессе общения с соискателем мы обращаем внимание на его речь, поведение, внешний вид — этих базовых качеств поначалу достаточно, чтобы стартовать в нашей профессии».

HR-BP заместитель гендиректора по управлению персоналом ГК «ДатаКрат» Людмила Галушко отмечает, что в ее компании стандартно ценят трудолюбие, активную жизненную позицию, умение общаться, желание приносить пользу бизнесу и быть частью команды. «Из профессиональных компетенций важно, чтобы бухгалтер был внимательным и соблюдал сроки, программист мог разобраться с чужим кодом, инженер-электроник предпочитал ручную работу умственной, управленческой и разбирался в сложных электронных приборах и микросхемах», — говорит она.

Виктория Салахиева, консультант по поиску работы, в свою очередь, наоборот, говорит, что из резюме соискателей безжалостно вычеркивает всю информацию о личных и профессиональных качествах. «Практически все пишут одни и те же стандартные фразы, и как итог — рекрутеры к ним привыкли и быстро проглядывают информацию в поисках фактов, — поясняет Виктория. — К тому же это занимает лишнее пространство, которое можно потратить на действительно важные пункты. Эти качества оцениваются на личном интервью».

Без диплома никуда

В вопросе, обязательно ли иметь диплом о высшем образовании, мнения наших специалистов разделились: с одной стороны, высшее образование — это всегда плюс, с другой — многие получают его сейчас только ради престижного звания выпускника вуза и не всегда знают все тонкости профессии.

Екатерина Разумова: «Высшее образование в первую очередь дает общую эрудированность — но не более; ведь в вузах нет специальности риелтор, выучиться на него можно либо на коммерческой основе в таких структурах, как УПН, либо в крупных агентствах недвижимости. Нам важно наличие оконченного высшего образования у соискателя только потому, что риелтору нужно уделять работе максимум времени, и его не должны отвлекать пары, сессии, дипломы».

Однако Мария Орлова, руководитель группы HR-брендинга компании «СКБ-Контур», говорит, что высшее образование необходимо для технических областей бизнеса, и поэтому в ее компании обращают внимание, закончил ли кандидат вуз, по какой специальности, есть ли у него академические достижения. «Мы сами проводим обучение, конкурсы и стажировки среди студентов, чтобы поддержать лучших и помочь им стать востребованными специалистами, — отмечает она. — Многие из наших сотрудников работают преподавателями в вузе. Однако мы готовы принимать ребят и с незаконченным высшим или со средним образованием: работая в компании, они могут вырасти в профессиональном плане и со временем занять должность по специальности».

Людмила Галушко: «У нас невозможно стать метрологом (специалист, который следит за измерительной техникой и качеством продукции) без высшего профессионального образования. Оно еще никому не повредило: сотрудники, окончившие вуз, лучше и быстрее адаптируются в бизнес-среде, качественнее коммуницируют, увереннее презентуют свои профессиональные навыки и умения».

Виктория Салахиева: «Я знаю нескольких успешных управленцев крупных компаний без высшего образования, которые начали работать с 17 лет. Они посещают большое количество тренингов и много читают. И все знают историю Стива Джобса. Поэтому исключения есть всегда, и если у кандидата нет высшего образования, это еще не значит, что он не устроится на отличную работу».

Кому нужны ваши «бывшие»

Наши эксперты признали, что рекомендации от прежних работодателей или с места учебы в большинстве случаев не важны. «Есть два исключения, — говорит Мария Орлова. — Первое — когда мы ищем кандидата на должность с высоким уровнем ответственности и влияния внутри компании. Второе — когда есть сомнения по конкретному кандидату — справится ли, хватит ли мотивации и навыков. В этих случаях мы можем уточнять информацию как по указанным контактам, так и через собственную сеть бизнес-общения».

«Рекомендательные письма можно отправить сразу после первого интервью или принести их на собеседование с собой, — отмечает Виктория Салахиева. — До этого они перегружают резюме, и сразу понятно, что они положительные, раз кандидат их прикрепил. После интервью рекомендации могут закрепить позитивный результат. Но вообще такие письма — из прошлого. Сейчас руководители могут попросить сотовый бывшего руководителя и самостоятельно с ним созвониться. Или находят его в Facebook и уточняют информацию напрямую, если что-то, например, смутило в рассказе кандидата».

Так сколько у вас детей?

Михаил Притула говорит, что никому не интересно, замужем / женаты ли вы, воспитываете ли детей, потому что это личная жизнь, которую не надо прописывать в резюме. Однако работодатели все равно смотрят на эту информацию. При этом они заверяют, что уже неактуален стереотип о том, что молодых девушек не берут на работу, потому что те сразу выскочат замуж и уйдут в декрет: зачастую девушки перед тем, как решаются завести детей, несколько лет работают в компании, а после декретного отпуска возвращаются в нее.

Если говорить о риелторской сфере, то здесь набирают кандидатов в возрасте от 23 лет — просто потому что клиенты не доверяют слишком молодым специалистам; при этом зачастую на эту работу приходят именно женщины. «Есть стереотип, что идеальный портрет кандидата на должность риелтора следующий: женщина от 35 до 50 лет, разведенная, с одним или двумя детьми, ранее имела работу на окладе, с высшим образованием и опытом работы более пяти лет», — говорит Екатерина Разумова.

«Пол кандидата важен, если профессия, что называется, сугубо мужская или женская, — отмечает, в свою очередь, Людмила Галушко. — Кто-то предпочитает исключительно женскую бухгалтерию, а кто-то наоборот — мужскую. На роль уборщика чаще идут женщины, на должность инженера-электроника — 99,9% мужчин. Возраст — это данные паспорта. Нужно смотреть на кандидата: порой на собеседование приходит 20-летний кандидат, смотришь на него — уже пожил, всё видел, такая тоска в глазах, что хочется убежать от него. А 55-летний кандидат производит незабываемое впечатление именно жаждой жизни и умением во всем находить положительные моменты. Так что возраст сам по себе не показатель, кандидат важен в комплексной оценке».

Любой опыт сгодится

Мы спросили у наших спикеров, у кого больше шансов получить место: у человека, который несколько лет работал барменом, но теперь решил попробовать себя в другой сфере, или у того, кто не имеет никакого опыта работы, зато его специальность напрямую связана с деятельностью компании?

Мария Орлова: «Это зависит от того, какие компетенции потребуются кандидату в будущем. Если на новой должности важны стрессоустойчивость и коммуникабельность, то работа барменом — отличный, подходящий опыт. Если мы ищем специалиста по тендерам или документоведа, то обратим внимание на знание законодательства, скрупулезность, терпение — все это может быть и у выпускника. Хорошо, когда работа, пусть и не по специальности, помогает формировать компетенции, которые пригодятся в желаемой профессии нашего соискателя».

Екатерина Разумова: «Нам подойдут оба кандидата. Люди, которых сократили, которым надоела рутинная работа, которые достигли потолка в своей карьере — это наша целевая аудитория. У нас работают бывшие бухгалтеры, учителя, предприниматели, рабочие, строители, домохозяйки — это люди, которые решили целенаправленно поменять свою жизнь и свой род деятельности. Причем это люди после 35 лет!»

Людмила Галушко: «По моему мнению, кандидатов без опыта работы может позволить себе компания, в которой работает обучающий центр и существует рабочая программа адаптации новичков. Если бармен, проработавший несколько лет в ресторане, придет в IТ-компанию, я смогу его рассмотреть на должность менеджера по работе с клиентами, но вряд ли — на должность программиста или финансового менеджера. Без профобразования эти профессии не освоить наскоком. А вот кандидат без опыта, но с радиофака УрФУ, мне будет весьма интересен».

«Шансы есть у всех, — обнадеживает Виктория Салахиева. — Если нет опыта, нужно максимально собрать в резюме информацию о практиках во время учебы, стажировках и подработках. Можно написать о том, что вы были старостой группы, или ответственным за мероприятия, или участвовали в вузовском КВН... Пригодятся все сертификаты и выигранные конкурсы. А если у вас опыт есть, но в другой сфере, то надо написать четкое, структурированное сопроводительное письмо, почему вы хотите поменять сферу и чем вам интересна эта конкретная вакансия».

Вместо эпилога

Специалисты проекта Rabota66.ru говорят, что более активно жители Екатеринбурга рассылают резюме в январе — так было и в 2016-м, и в этом году. Летом же традиционно будет спад поиска работы, который обязательно стабилизируется к осени и вновь затихнет к новогодним праздникам. А в начале следующего года — снова наберет обороты.

Анастасия Рамазанова, маркетолог Rabota66.ru:

— Мы рекомендуем соискателям максимально развернуто заполнять форму резюме на сайтах по поиску работы, а если возникают вопросы по заполнению, то всегда можно воспользоваться подсказками или рекомендациями HR-специалиста, это все есть на сайте.

По словам Анастасии, работодатели охотнее рассматривают на открытые вакансии кандидатов с развернутыми, аккуратными и качественно заполненными резюме. «Ведь чем точнее сам кандидат знает, какую работу хочет и чем может быть профессионально полезен конкретной компании, тем выше вероятность, что обе стороны будут довольны», — резюмирует она.

Фото: giphy.com; личные архивы Виктории Салахиевой и Анастасии Рамазановой, архив 66.ru

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.