О российской экономике
Российская экономика может выйти на темпы роста в 3–4%. Рост начнется, но не в течение трех лет, может, в течение пяти. В то же время по итогам 2016 года спад экономики составит 0,6%, а в 2017-м она покажет рост на 0,5 — 0,8%.
О «нефтяной игле»
Россия сможет соскочить с «нефтяной иглы» через 10–12 лет. Для этого необходимо, чтобы несырьевой экспорт из России превысил сырьевой, и только тогда можно будет говорить об уходе от «сырьевой иглы» и о создании большей стабильности в курсовой политике, в условиях для бизнеса и о восприятии РФ в мире.
О слабом рубле и прогнозах Минфина
Противоречий в том, что рубль, по прогнозу Минфина, в ближайшие три года будет слабеть, несмотря на низкую инфляцию, нет. Курс рубля будет зависеть от внешнеторгового баланса, и это сегодня является ключевым фактором изменения курса. Если цена на нефть будет держаться на этом месте, то и рубль в среднем будет держаться на этом месте. Номинально может чуть-чуть ослабевать, а с точки зрения реального курса, который в том числе учитывает инфляцию, он будет примерно на том же уровне находиться.
О том, в чем хранить деньги
Курс рубля по отношению к доллару в 2017 году сохранится плюс-минус. Рекомендую хранить средства в равных долях в рублях, долларах и евро. Это хорошая пропорция.
О политических разногласиях
Для экономического роста России необходимо разрешить политические разногласия со странами Запада. Сейчас ни одна страна в мире не сможет добиться высоких темпов экономического роста без взаимных инвестиций, торговли и трансфера технологий. Нынешние отношения с западным миром влияют на экономику в сторону снижения.
О расширениях секретных статей бюджета
Был удивлен, узнав об увеличении расходов по закрытой части. Но я думаю, это не потому что какие-то расходы добавят на какие-то секретные цели. Это просто какие-то действующие статьи прикрывают, просто делают секретными часть статей, которые раньше были открытыми. Но я, кстати, против этого. Я думаю, что мы не живем сейчас в такой ситуации, когда нужно вдруг почему-то увеличивать секретные статьи бюджета.
Открытые части бюджета должны такими оставаться, а те статьи бюджета, для которых это необходимо, уже давно стали закрытыми. Поэтому я не совсем понимаю такое расширение секретных статей.
О «налоге на тунеядство»
Меня, честно, пугает это название даже больше, чем сам налог, это напоминает о существовавшем в СССР налоге на бездетность. Но в 2017 году этих налогов точно не будет, а дальше — как в правительстве решат.
О переносе выборов президента на 2017 год
Предложение о переносе сроков президентских выборов имело цель стимулировать реформы. Это была идея, направленная на то, чтобы подбодрить их. Я не имел в виду, конечно, изменение выборов.
О том, как пахал с Путиным
Первым заммэра Петербурга в 1990-х был Владимир Владимирович Путин, я тогда с ним тоже работал. Мы все заботились о том, чтобы перевести город на рыночные рельсы. Между нами не было разницы, никто из нас не думал, что кто-то будет министром финансов, премьером или президентом. Мы просто пахали по-настоящему, тогда мы были увлечены тем, чтобы привести город в состояние работы совершенно в современной рыночной системе.
Когда работал в правительстве России в начале 2000-х годов, вместе с президентом Путиным был увлечен созданием современной рыночной экономики, и мы для этого кое-что сделали.
О 90-х
Девяностые годы были для всех временем надежд, несмотря на все сложности и то, что у многих, будь то работающие на предприятиях или в университетах, очень по-разному сложилась судьба. Кто-то стал богатым, кто-то — бедным, кто-то что-то потерял. Но тогда было очень важно, что мы все жили ожиданиями, что мы точно сможем создать страну одну из самых передовых.
Петербург в 90-е был одним из первых российских городов по темпам приватизации, и это спасло его от финансовых трудностей тех лет.
О креативности и системе образования
Креативность должна теперь присутствовать в менеджменте любой компании. В этой сфере корпоративного управления, поиска новых идей для развития бизнеса, совершенствования… И вот таких людей креативных мы, оказывается, плохо готовим. У нас вообще университеты не настроены на вот такого свободного, настырного молодого человека, который критически мыслит, со многим не соглашается, ищет, приходит и сам создает новую какую-то идею или схему для управления.
Важно создать соответствующую среду в университетах, компаниях или в рамках отдельных курсов. Наше образование тоже должно быстрее меняться под задачи современного меняющегося мира.