Известность Бэнкси настолько велика, что он может позволить себе продавать принты своих работ тысячами. Несмотря на то что это всё напоминает массмаркет, стоимость одного такого принта составляет от 3 до 10 тыс. евро. Каждый лист имеет свой номер и подпись автора.
Для того чтобы был интерес к российским художникам за границей, там должны заинтересоваться Россией как таковой, считает Владимир Селезнев. В последний раз такое было во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг.
«Впрочем, как и отрицательного отношения», — добавляет Владимир, который в начале 10-х гг. успел принять участие сразу в нескольких выставках, проходивших в Германии. Среди них — сборная Lost in Transformation, Et sim (обе выставки прошли в Городской галерее в Киле). Одна из последних — выставка Pornushka News (Underdog gallery, Гамбург).
Владимир Селезнев объясняет, что попасть в европейскую галерею ему во многом удалось благодаря дружеским отношениям с немецкими художниками. Он приехал на сборную выставку, где познакомился с Леонидом Харламовым и Детлефом Шлагхеком, которые и предложили ему принять участие в их новом проекте. Владимир согласился. После очередной поездки в Германию три его работы из проекта «Супрематизм из Еврошопа» приобрел немецкий музей Stadtgalerie. Каждую — за 1 тыс. евро.
Так, как Владимиру, везет далеко не всем художникам из Екатеринбурга, особенно если речь идет об уличном искусстве. Обычно авторы готовы уступить музеям свои работы по очень скромной цене, потому что понимают: они получат кое-что гораздо более ценное, чем деньги. Строчка в портфолио, научное описание арт-объекта… Если твоя работа попала в фонд известного музея, это большой плюс к репутации. А репутация в уличном искусстве очень важна.
Российские музеи, за исключением Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге, сегодня не ставят перед собой цели собрать коллекцию уличных художников. Но заполучить в свой фонд работы стрит-арт-артистов, которые считаются яркими представителями современного искусства вообще, никто не откажется. К таким художникам, например, относится Тимофей Радя, работы которого все чаще рассматриваются как часть большого культурного процесса. Его арт-объекты есть во всех известных отечественных коллекциях, в частных и в больших российских музеях.
Если пока что-то купить не получается, то работы охотно берут на временное хранение. Работа «Напряжение растет», сделанная для выставки «Транзитная зона», находится в Музее современного искусства PERMM. Там говорят, что в будущем хотели бы ее приобрести. Еще одна известная работа — абажуры, которые украшали аллею напротив Оперного театра, — на хранении в уральском филиале ГЦСИ.
Вход через галерею
Особенностью уральских галерей стало то, что в большинстве случаев их владельцами становятся коллекционеры (состоятельные люди), которые в первую очередь заинтересованы в формировании российского арт-рынка. Их отношения с художниками, как правило, носят более личный характер, чем в Москве, Санкт-Петербурге или за границей. Они отбирают для галерей то, что прежде всего нравится им самим, что они хотели бы видеть в своей собственной коллекции. При этом главной функцией галерей становятся не столько продажи, сколько просвещение. На Урале вообще не так много людей, готовых покупать арт-объекты.
Стрит-арт-артисты давно и охотно перемещаются с улиц в пространство белого куба, даже если с самого начала знают, что продать работы с помощью галерей вряд ли удастся. В российских галереях много раз выставлялись и Тима Радя, и Слава ПТРК. Арт-группа «Злые», искусство которых, казалось, больше предназначено для улиц, тоже нашла себя в галерейном формате — благодаря Ural Vision Gallery.
Галериста Виктора Лощенко «Злые» заинтересовали по двум причинам. Во-первых, их язык понятен во всем мире. Во-вторых, ребята не боятся использовать новые техники. В галерее говорят, что собираются и дальше сотрудничать с уличными художниками Екатеринбурга, в том числе — на площадке в Будапеште (недавно Ural Vision Gallery открыла филиал в Венгрии).
Возможно, в Европе уличные художники смогут найти своего покупателя, тем более что Виктор Лощенко не раз признавался, что ему приходилось отдавать очень хорошие, качественные арт-объекты современного искусства зарубежным коллекционерам (буквально отрывая от сердца).
В галерее уличного искусства «Свитер» говорят, что никогда не делали ставку на продажи.
— Продажи для нас — это лишь небольшая, я бы даже сказал, смежная деятельность. Главное — это выставки. Скорее, это музей искусства с постоянно меняющимися экспозициями, а не место, в котором что-то можно купить или продать. То есть мы никогда не делали на это ставку.
|
Полина Причина. «Само сознание» (рентгеновские снимки, сусальное золото, пластик, диодная лента). 30 тыс. руб. |
По мнению Владимира Селезнева, невысокие продажи связаны с тем, что в России до сих пор современное искусство искусством никто не считает.
— На Западе, когда человек приходит в музей, он видит всё сразу — от античных статуй до авангарда и современного искусства. Видеоарт, инсталляции, как правило, занимают последний этаж. То есть посетитель с малых лет понимает, как развивается искусство, и знает, что все это — искусство. У нас до сих пор современное искусство существует в каких-то загонах. То есть здесь у нас настоящее искусство, а вот тут — современное... Из-за этого коллекционеры и люди, которые хотели бы этим заниматься, не считают современное искусство выгодным вложением средств. Я считаю, что сегодня люди инвестируют в конкретное имя, но не исключено, что это тоже несколько преувеличено… Хотя мне бы очень хотелось, чтобы это оказалось правдой.
Независимость
До того как стать Мистером Мозгоправом, француз Тьерри Гетта (по легенде — родственник всемирно известного уличного художника Space Invader) превращается из мелкого дельца в кинодокументалиста. Попав в окружение стрит-арт-артистов, он слышит о «каком-то Бэнкси» и решает во что бы то ни стало заполучить его для своей хроники. Тьерри заинтриговали не столько работы Бэнкси, которых он толком не видел, сколько загадочность и недоступность художника («У него нет телефона, но даже если бы он был, то мы бы тебе его не дали!»).
|
«Труп телефонной будки» Бэнкси был продан за 550 тыс. долларов на аукционе Sotheby's. |
Люди, собравшиеся на аукционе в Sotheby's, платили не только за «Труп телефонной будки», но и за образ загадочного художника. Им тоже хотелось прикоснуться к тайне.
— Если художник хочет, чтобы его работы продавались, он может сам сделать первый шаг на пути к этому. Он может сделать некоторые вещи для того, чтобы его запомнили. Рассказать о своем искусстве, пошутить в нужный момент, может быть приятным с людьми или, наоборот, грубым. То есть исполнить свою роль художника, чего от него ждет общество. Если он это делает, то так или иначе шансы на то, что он станет, что называется, outstanding, стоящим в стороне от общей массы художников, увеличиваются. Можно попробовать делать вид, что ты гений — до тех пор, пока люди тебе не поверят. И таким образом создать себе заработок.
Самым коммерчески успешным уличным художником Екатеринбурга остается Тимофей Радя, который так же, как Бэнкси, изо всех сил старается сохранить анонимность. И пока ему это удается. Как выглядит Радя, известно только его близкому окружению. Журнал «Форбс» уже включил его в список «перспективных уличных художников России».
— Как правило, самые коммерчески успешные художники получаются из принципиально некоммерческих художников. Я думаю, что из екатеринбургских имен больше всего покупают работы Тимофея Ради, он есть во всех известных отечественных коллекциях и в частных, и в больших российских музеях. Надо также понимать, что коммерческая успешность — в данном случае не цель, а побочный эффект, необходимость, гарантирующая независимость художника.
|
Недавно Тимофей Радя повторил в Петербурге работу художников, которых 40 лет назад арестовали за аналогичную надпись на том же месте. Не исключено, что в скором времени фотография этой работы будет продана на аукционе за большие деньги. |
Если вы давно хотели вложить немного денег в уличное искусство, но не знали, кого выбрать, инвестируйте в Радю — и надейтесь, что он будет и дальше с завидной регулярностью воплощать масштабные проекты на металлическом заборе где-нибудь на набережной в Санкт-Петербурге, в поле под Екатеринбургом, на серебряной полусфере во Владивостоке… Да где угодно. Ведь с каждой новой работой, бьющей точно в цель, стоимость всех его предыдущих арт-объектов будет только расти.
Уже сейчас каждый может сделать пожертвование на сайте Тимы Ради и получить в качестве вознаграждения его работу, ее фрагмент или, например, постер. Сумма пожертвований должна начинаться от 3 тыс. руб. (верхней планки нет).
— Если сейчас его работы можно купить за одну цену, то спустя какое-то время цена на них может вырасти в 10, а то и в 20 раз. Судя по динамике развития Тимы Ради, так оно и будет, не знаю, правда, насколько ему самому это интересно.
Отношение к деньгам у Тимофея Ради, похоже, примерно такое же, как у Бэнкси, который заявляет в фильме, что в стрит-арте коммерческий успех не главное. Деньги — это часть арт-объекта, перформанса, дерзкой художественной акции. И чаще всего они оказываются фальшивкой. Потому что «не нужно относиться к искусству серьезно».
|
12–15 млн руб. (конечно, фальшивых), которые Тимофей Радя рассыпал в поле, пропустив через олимпийские кольца, впоследствии были проданы (конечно, за настоящие деньги). |
Бэнкси приглашает кинодокументалиста Тьерри в свою мастерскую. Движением фокусника извлекает коробку из-под обуви, набитую фунтами.
— Вместо королевы на них леди Ди. Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: «Мне два пива», — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат, и я не знаю, что с ними делать!
В октябре 2007-го не разрезанный лист из десяти купюр с леди Ди и надписью «Banksy of England» (вместо «Bank of England») ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тыс. фунтов.
В следующей серии спецпроекта мы расскажем, в кого еще из уличных художников Екатеринбурга стоит инвестировать прямо сейчас, чтобы обеспечить своих внуков на долгие годы; кто сегодня становится главным покупателем современного искусства и почему эти люди предпочитают скрывать свое увлечение; чем еще зарабатывают на жизнь уличные художники, когда заканчиваются деньги от частных и галерейных продаж, а также как мелкий бизнес и крупные федеральные компании научились продвигать свои услуги через стрит-арт.