В текущей ситуации уже нельзя молиться на сырьевые котировки. Лучше уже не будет, нужно понять, что структурное перепроизводство надолго. Мы можем увидеть цену нефти в 18 долларов — и не умрем, мы можем увидеть курс и сто рублей — и тоже не умрем. Нужно двигаться, понимая, что это все будет, и строить новую экономику, не забывая то, что было сделано в старой.
Я не верю в импортозамещение как в мантру, импортозамещение, мне кажется, модель XIX века… Нужно выходить на экспорт, ресурсов не так много, но они у нас есть. Основной, конечно, упор — это переработка сырья — нефти, газа и химии, металлургия — так сказать, то, что у нас лежит под ногами, и там, где мы можем добиться роста буквально в следующем квартале.
Нельзя бояться дефицита. Либо мы остановим спад и начнем экономический рост, а это будет связано с изменением фискальной политики. Я считаю, что первые три года и 10% дефицита — не проблема. Проблема — как этот дефицит размещать. Сначала — долговой рынок, затем — возможность эффективного размещения фискальной нагрузки.
После зачистки ЦБ частных банков вообще не осталось. Осталось практически два банка. Два банка не в состоянии вытянуть такую большую страну. Придется создавать дополнительные государственные банки, то же самое делал Китай. Количество субъектов должно быть больше чем два — то есть 8–10. Эти банки есть, правительство, в принципе, уже получило их под контроль через АСВ, нужно их реструктурировать, наполнить капиталом. Менеджмент есть. Правительство будет сокращаться — мне кажется, при сокращении правительства очень много людей смогут пойти в эти банки, руководить отраслевыми банками, специализированными, тем самым создавая эту структуру. Тем более что у них будут связи, возможности.
Если мы говорим о проблемах и целях, мне кажется, очень важно расселить Москву. Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь: что эти люди там делают? Какая нагрузка на нашу экономику! Я считаю, что это реальная проблема. Мы понимаем, что воронка, которая создана во времена сырьевого бума, которая затянула, — ее не будет, мы забудем об этом. И с Москвой надо серьезно подумать, не расширять ее, а расселять.