В этом месяце «Гипербола» формально превратится в торговую сеть. Ее второй гипермаркет откроется в реконструированном торговом центре «Пассаж» 27 ноября. Руководит процессом директор «Гиперболы» Елена Сурина. Выкроив час в предстартовом цейтноте, она поделилась планами развития торговой сети с 66.ru. и объяснила, как она собирается поддерживать ассортимент на полках в условиях продуктовых санкций, скачущих курсов валют и все увеличивающихся сроков доставки товаров из-за границы.
— Насколько я понимаю, вы не можете просто открыть в «Пассаже» точно такой же гипермаркет, как в «Гринвиче». Во-первых, потому что площади разные; во-вторых, вам нельзя допустить оттока покупателей от одной «Гиперболы» к другой, а ведь они довольно близко друг от друга расположены — буквально в шаговой доступности…
— Никакого нового формата для «Гиперболы» в «Пассаже» мы выдумывать не стали. Но, естественно, она будет отличаться от гипермаркета в «Гринвиче». Площади меньше, да: две тысячи квадратных метров против шести — заметная разница. Потому предлагаемый ассортимент будет уже — в основном товары ценовой категории «средний плюс». Продуктов низкого ценового сегмента не будет представлено. Наоборот, сделаем акцент на сувенирной и подарочной продукции для гостей города. «Пассаж» находится в самом центре города, рядом прогулочная и туристическая зоны. Все это, безусловно, формирует определенного потенциального потребителя.
— И это, вы считаете, вас обезопасит от внутрикорпоративного каннибализма: когда одна торговая точка сети начинает конкурировать с другой за покупателя?
— В принципе, я считаю это нормальным процессом: да, новая торговая точка и должна, особенно на первых порах, привлечь к себе внимание покупателей. Тем более что продуктовых магазинов в том районе не так много. В любом случае у жителей района должна быть альтернатива.
— Но там есть продуктовый магазин, причем прямо через дорогу. И позиционирование очень схожее…
— Что ж, мы верим в наше конкурентное преимущество: широкий ассортимент и удобная парковка. У нас, я уверена, всё будет хорошо. Особенно после того как «Пассаж» заработает в полную силу, на 100% заполнится арендаторами.
— Но, тем не менее, возвращаясь к «Гринвичу», отток покупателей в новую «Гиперболу» вы все-таки прогнозируете. Каковы будут его масштабы и как долго он продлится?
— Он будет вполне ожидаемым: в день открытия и, может быть, в первую неделю после него. Наши покупатели захотят съездить, посмотреть на новую «Гиперболу», сравнить и сделать для себя какие-то выводы. Мы будем рады, если она станет «магазином у дома» для наших покупателей, живущих поблизости от «Пассажа». Хотим, чтобы они увидели, что это та же «Гипербола», с той же ценовой политикой, с тем же подходом к ассортименту и качеству, просто она стала меньше.
Как всегда, мы сделаем нашей визитной карточкой свежие, с минимальным сроком хранения продукты и товары собственного производства. И, конечно же, постараемся создать атмосферу уютного магазина, воспользоваться тем, что он меньше, и сделать его удобным для тех, кто теряется в огромном пространстве гипермаркета. Особенно это, думаю, оценят мужчины, которые хуже ориентируются в торговом зале и вечно не знают, где что лежит.
— «Гипербола» как торговая сеть будет дальше расти? Новые точки, кроме «Пассажа», открывать планируете?
— Есть такие планы, но все будет зависеть от экономической и геополитической ситуации в стране.
— Не будете пока эти планы раскрывать?
— Не думаю, что есть смысл обещать что-то в весьма отдаленной перспективе. Реалии сегодняшнего дня таковы: мы развиваем «Гиперболу». Но в сфере наших интересов есть создание нескольких «магазинов у дома» и еще одного гипермаркета.
— У вас есть план Б на случай, если экономическая ситуация окажется хуже ваших ожиданий?
— План Б есть всегда. Если станет совсем плохо, можно перейти в разряд дискаунтеров: сократить ассортимент и сосредоточиться на товарах низкой ценовой категории.
— Вы всерьез рассматриваете такую возможность?
— Нет. Но вы же спросили про запасной план. Хочется надеяться, что мы сохраним свой формат.
— Не хотите лезть в густонаселенный сегмент дешевых магазинов?
— У каждого своя ниша, свой потенциальный потребитель. И у нас за эти годы сформировался именно «наш» покупатель, которого, естественно, отпугнет смена концепции продаж и ассортимента продукции. Разумеется, мне этого бы не хотелось.
Отношения с нашим покупателем строятся в том числе и на обратной связи. Ведется учет так называемой потребительской корзины, исходя из этого формируется необходимый ассортимент.
Кроме того, постоянные опросы и мониторинги показывают, что покупателю помимо цен и широкого выбора товаров важны качество обслуживания, чистота, особенности интерьера. Мы очень дорожим нашим имиджем, продолжаем его совершенствовать и не будем отказываться от достигнутых результатов ради низких цен и роста пропускной способности.
— Насколько сложнее вам стало поддерживать и расширять ассортимент?
— Такая проблема существует. Как вы понимаете, все розничные предприятия зависят от поставщиков. Наши поставщики сегмента премиум находятся преимущественно в Москве. С учетом новых экономических реалий изменилась цепочка взаимоотношений.
К примеру, раньше достаточно было выбрать товар по каталогу и заказать со склада. А сейчас на складах практически ничего не хранят — все под заказ и по предоплате. В итоге продукция появляется на полках не так быстро, как хотелось бы.
— Решение есть?
— Решение только одно: закупать у производителя напрямую. Это значит, что нам предстоит создать собственный отдел внешнеэкономической деятельности. Это непросто, на это требуется время, но боюсь, что выбора у нас нет.
— Планируете вообще отказаться от дистрибьюторов, убрать их из цепочки поставок?
— На данном этапе это невозможно. Многие поставщики, в том числе иностранные, работают через дистрибьюторов, представительства которых либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге.
Выход из сложившейся ситуации вижу в развитии эксклюзивных контрактов — то есть везти в Россию то, что пока никто не возил. Очень много предложений на европейских рынках — в Германии и Англии в частности. Надо просто этим заниматься.
— Речь идет о премиальном сегменте?
— Да, это только премиальный сегмент.
— И работа вашего отдела ВЭД еще будет ограничена продуктовыми санкциями, которые, возможно, еще расширят?
— К сожалению. Естественно, нет смысла заниматься тем, что под запретом, и тем более — нарушать законодательство.
— К тому моменту как вы сформируете этот отдел, многие ограничения могут быть уже сняты.
— Сложно сказать. Однако в любом случае мы будем развиваться с учетом рыночной ситуации и своевременно на нее реагировать.
— В России вы ищете новых поставщиков?
— Конечно! К сожалению, круг поиска наших поставщиков ограничен Москвой и Питером, главными дистрибьюторами товаров премиального сегмента.
— Находите в России новых производителей хороших, дорогих продуктов?
— К счастью, да. Недавно, например, мы расширили наш ассортимент молочной продукции — завезли товары бренда «Молочная культура». У них отпускная цена за весь перечень продукции — йогурт, сметана, кефир, ряженка — от 100 рублей. Но это действительно очень качественный продукт. Он кардинально отличается от наших местных молочных продуктов.
— Раз уж заговорили об импортозамещении и возможном расширении продуктовых санкций, можете назвать группы товаров, в которых отечественный производитель пока не может предложить адекватную замену иностранным товарам?
— В первую очередь это сыры и хамоны. Учитывая специфику производства, многолетние традиции и способы изготовления данной продукции, мы на местах пока просто не готовы это повторить. Знаю, что некоторые производители пытаются создавать подобное, но пока результат, скорее, отрицательный.
И, конечно, алкоголь. С винами и коньяками уже существуют проблемы. Крымские вина, к сожалению, не смогут служить заменой всего европейского ассортимента, а виски, как и хорошее шампанское, у нас вообще не производится, на территории России есть только игристые вина, соответственно, у данного сегмента пока нет замены.