Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Люди-гвозди. Как двое в мастерской делают детские кроватки для всей страны

12 декабря 2014, 18:27
Люди-гвозди. Как двое в мастерской делают детские кроватки для всей страны
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Причем делают сами. Хотя еще совсем недавно предпочитали труд наемных сотрудников, но разогнали их всех и теперь работают вдвоем. Так оно спокойнее.

Герои нашего спецпроекта о незаметных, но очень полезных предпринимателях обычно очень рады визиту журналистов. Вниманием они не избалованы, а рассказать им есть что. Потому что накопилось и накипело.

Но владельцы производственной компании «Массив-Мастер» сразу дали понять, что они не очень-то рвутся встречаться, рассказывать и показывать. Но отказывать нам не стали.

Разговариваем прямо в «цеху»… если его можно так назвать. Производственные площади «Массив-мастера» меньше моей двухкомнатной квартиры. Работают здесь двое: Костя и Вова (они сами просили их так называть в тексте — по-простому, даже без фамилий). И им места вполне хватает.

Костя практически с порога объясняет мне, почему они оба не хотят «светиться в прессе». Говорит: «Перед Новым годом всегда вал заказов. Отказывать мы не можем — это неправильно. Можем только цены поднимать и сроки увеличивать. Но это не особенно помогает. А вы свою статью опубликуете, так еще больше заказчиков станет. Сутками работать придется».

Все оборудование в мастерской Вовы и Кости — иностранное, потому что «на российских станках работать — морока одна, не научились наши еще делать».

История «Массив-Мастера» — это прям рождественская открытка всем «аналитикам», предрекавшим некогда скорую гибель всем «региональным производителям мебели». Помните, как в Екатеринбург заходила ИКЕА? Вот как раз тогда профессионалы обещали: низкими ценами и раскрученным брендом она сметет всех и каждого, кто надеялся здесь зарабатывать на мебели.

Но Вову с Костей не смела. Они делают из массива детские кроватки и продают их по всей стране: отправляют в Сочи, Москву, Ханты-Мансийск, Новый Уренгой, в Тюмень — список можно продолжать еще долго. Работают и не переживают, руководствуясь двумя простыми правилами: «Нормально делай — нормально будет» и «Хочешь сделать хорошо — делай сам».

Хочешь сделать хорошо — делай сам

Еще совсем недавно Вова и Костя были руководителями десятка столяров, арендовали большой цех и принимали заказы буквально на всё: от банальных типовых шкафов до резных двуспальных кроватей по индивидуальным проектам. Теперь они остались вдвоем: закрыли прежнее юрлицо, оформились как ИП, отказались от арендованных площадей и уволили всех работников.

Финансовые сложности тут ни при чем. Просто им так удобнее и проще. Вдвоем. С тех пор как компания ужалась до минимума, дела пошли лучше, утверждают ее создатели.

Вова, создатель компании «Массив-Мастер»:

— С мастерами вообще беда. Их нет. Стоит взять на работу, воспитать, научить, как начинают капризничать и выделываться. А пока учатся, технику дорогую ломают и работают абы как. Я не жалуюсь. Просто сложно с ними. А зачем? Мы и вдвоем нормально справляемся.

И даже банальный клей ПВА закупают иностранный. Наш, говорят, «склеивает только бумажки, древесину не берет».

Сократив персонал, партнеры заодно выкинули из прайс-листа все лишнее: отказались от муторных и внезапных индивидуальных заказов по оригинальным чертежам, выбрали список самых ходовых кроваток и сосредоточились только на них. А еще избавились от всех проблем, связанных с налогами и бесконечными визитами десятков ревизоров.

Костя, создатель компании «Массив-Мастер»:

— Налоги мы все платим — для индивидуальных предпринимателей в этом смысле все просто и понятно. А большего государству от нас и не надо. Мы для него, считай, не существуем. Спокойно работаем и хорошо себя чувствуем, потому что урезали издержки настолько, что по цене вполне укладываемся в бюджет практически любой семьи. Но продаем кроватки и по 100 тыс. рублей за штуку, например. Для нас, уральцев, это дофига. А для Сочи или Москвы — вообще копейки. Они там деньги не считают.

И это не временное решение, утверждают оба. Отдышаться, накопить жирок и растить компанию заново — чтобы однажды стать владельцами новой ИКЕИ — они даже не думают. Нет таких амбиций. Вдвоем им вполне комфортно. Иногда приходится работать сутками. Но на жизнь не жалуются. И зарабатывают, по собственным меркам, нормально. «На Таиланд хватает», — коротко объясняет Костя.

Нормально делай — нормально будет

Нынешний цех «Массив-Мастера», несмотря на его скромные размеры, — это полноценная производственная линия: от распила до покраски. Не хватает, разве что, отдельного сборочного помещения: каждую кровать, когда она готова, Костя с Вовой сначала собирают, чтобы убедиться, что никакого брака нет, потом снова разбирают, упаковывают и отправляют клиенту.

С ДСП парни не работают принципиально. Используют «только настоящую древесину, а не эти опилки». Впрочем, вкусовщина тут ни при чем. Это сухой расчет: все мебельные гиганты продают ДСП, тягаться с ними смысла нет. А с массивом «вообще мало кто работает».

Очередь заказчиков стоит на два месяца вперед. Многие готовы ждать и по полгода, утверждает Костя. Зацикленность парней на качестве и сроках сформировала эту базу клиентов. Оба очень гордятся тем, что ни разу не просрочили ни один заказ и что ни разу ни одна кроватка не вернулась в цех из-за нареканий заказчика к качеству.

Они оба предельно сконцентрированы на своей работе. И с ними просто бесполезно говорить о высоком: спрашивать, сколько денег надо им для счастья, или, к примеру, интересоваться планами и перспективами развития. Планы эти идут чуть дальше упомянутого сборочного помещения и упираются в «свой большой цех на тысячу квадратов». Именно «свой», не арендованный, уточняет Костя: «Вот когда мы его построим, можно будет говорить о развитии, но на чужие площади мы больше не вернемся: аренда душит, а мы не хотим ни от кого зависеть».

А пока работают с тем что есть. На курс евро и новости о грядущем экономическом кризисе, конечно, посматривают. Но живут, кажется, в своем параллельном мире, где у человека с растущими из нужного места руками работа есть всегда, а значит беспокоиться не о чем. И, пожалуй, это очень правильный подход.