Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса: как автошколы лепят медсправки водителей

10 декабря 2014, 10:00
Не с той стороны взялись законотворцы за реформу автошкол. Помимо теории, практики и лицензирования, надо пристально смотреть на медицинское освидетельствование.

Наша система обучения кандидатов в водители настолько «прекрасна», что кто-то попадает в ДТП прямо по ходу приступа эпилепсии, а инвалиды по слуху могут получить права категории «В» без всяких помет и ограничений. Как так получается? Наш сегодняшний рассказчик не первый год работает в медицинской системе Екатеринбурга и точно знает: те справки о прохождении транспортной комиссии, которые выдают в автошколах, в подавляющем большинстве случаев выданы кое-как.

— Транспортные комиссии в автошколах — вещь слишком мутная. Непрозрачно там всё: деньги проводятся мимо кассы, зачастую даже фискальных документов курсантов не дают. Ну, и вообще: что это за транспортная комиссия, когда вместо семи специалистов сидят только трое, или вообще один врач сидит за троих? А так чаще всего и бывает!

Есть приказ — 302 «Н» называется. Он регламентирует порядок прохождения освидетельствования на противопоказания к управлению транспортным средством. Если следовать всем правилам, то хирург, например, должен для осмотра раздеть пациента, опросить на предмет наличия противопоказаний.

Сейчас у какой бы автошколы ты ни спросил, автотранспортную комиссию пообещают сделать прямо на месте. В 90% случаев будет так. Их выгода понятна: если автошкола заявляет, что комиссия проводится на их базе, это будет дополнительным стимулом для клиента пойти именно туда.

Бланки для справок о прохождении транспортной комиссии специальные, подделать их не так-то просто. Но находятся умельцы. Вообще их делают по спецзаказу, некоторые клиники закупают в Петербурге, например. Какой попало организации их не выдают — надо получать разрешение. А чтобы получить разрешение, медицинское учреждение должно получить лицензию на работу транспортной комиссии.

Но умельцы, даже не имея такой лицензии, делают так называемые параллельные бланки: узнают номера лицензий клиники, уполномоченной проводить осмотр, делают поддельные печати врачей, копии подписей, от чужого имени в итоге выдается справка. Пациент такие вещи обычно не рассматривает, а надо бы. Если осмотр делал, скажем, доктор Иванов, а в печати стоит Петров, то можно залететь впоследствии.

негативная подпись Врачи, которые ведут приемы в автошколах, — это чаще всего действительно врачи, но их квалификация вызывает вопросы. В медицинском учреждении кто угодно не может осуществлять осмотр — надо пройти обучение на базе муниципального учреждения и получить корочки.

Предложений сотрудничества от автошкол частным клиникам о медосмотре поступает очень много, но клиники от таких предложений отказываются.

негативная подпись Это несерьезно, когда у школы три помещения, из которых одно — кабинет директора, второе — уборная, третье — учебный зал. Кушетка должна быть для осмотра. Где ее поставить в автошколе? Даже ЭКГ не сделать в таких условиях. Чтобы лору проверить шепотную речь, должно быть отдельное помещение, должно соблюдаться определённое расстояние. Как иначе в классе автошколы вычислить осложнения по слуху у пациента?

Потом мы получаем водителей с обычными правами категории «В», в которых нет отметки об инвалидности. Нормальные клиники отказываются, тогда автошколы идут окольными путями, нанимая врачей без соответствующей квалификации и делая справки на сомнительных бланках.

Что касается медицинских учреждений, то также не каждое может проводить это освидетельствование: все специалисты должны быть пролицензированы, под каждого должно быть выделено отдельное помещение. Так что клиник, где делают полноценный осмотр, в городе не так уж много. Как вычислить нормальную? В таких заведениях всегда есть call-центр, в который можно позвонить и задать вопрос о том, уполномочены ли они делать медицинское освидетельствование. Также можно запросить лицензию, потому что на эту услугу клиники сертифицируются отдельно.

Областная ГИБДД помогает нам на этом рынке порядок наводить: они точечно пока еще, но борются с липовыми справками. Нередко подают запросы, суть которых: «Приходил ли тот или иной пациент реально в вашу клинику? Выдавали ли ему справку и с какими категориями?». Медицинские учреждения на такие запросы отвечают охотно и оперативно, так граждан с липовыми справками ловят прямо на Чкалова.

Но мошенников вычислить пока не всегда удается.

Иллюстрации: кадры м/с «Доктор Айболит», пр-во «Киевнаучфильм», 1984–1985 гг. Реж. Д.Черкасский