Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ФАС не допустит дефицита бензина

22 мая 2008, 10:00
Во избежание дефицита топлива на внутреннем рынке Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России совместно с Минэнерго намерена разработать эффективный механизм согласования ремонтов НПЗ.
Предполагается, что он даст министерству право влиять на установленные нефтяными компаниями графики ремонта и предусмотрит ответственность компаний за их срыв. Однако, по мнению экспертов, несмотря на все старания ФАС, стоимость топлива скорее всего продолжит увеличиваться.

ФАС уже запросила графики ремонтов предприятий по переработке нефти в Мин­энерго, с которым нефтяные компании их согласовывают. По данным министерства, весной сроки ремонта на нескольких НПЗ совпали. При этом данных об объемах производства и поставках на внутренний рынок нефтепродуктов у ведомства не было. Во избежание появления дефицита топлива на внутреннем рынке и, соответственно, повышения цен на него антимонопольная служба потребовала у нефтяных компаний предоставить информацию о сроках проведения ремонта, планах производства, создании запасов и отпуске нефтепродуктов на внутренний рынок.

Нефтяные компании, владельцы НПЗ, заверили ФАС России, что дефицита топлива из-за плановых ремонтов не будет. Сокращение производства будет компенсировано снижением поставок на экспорт, перерас­пределением объемов между компаниями, а также созданием запасов нефте­продуктов на время остановки мощностей НПЗ. По итогам полугодия ФАС собирается проверить правильность проведения ремонтных работ. А в дальнейшем совместно с Минэнерго ведомство намерено выработать эффективный механизм согласования вывода НПЗ в ремонт.

Как пояснил РБК daily заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, графики ремонтов НПЗ должны быть оптимальными с точки зрения спроса, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. «Если в Минэнерго направляются графики, которые предполагают создание дефицита, и они одобряются, то сложно задавать вопросы нефтяным компаниям», — отмечает г-н Голомолзин. По его словам, должен быть найден такой механизм согласования графиков, который гарантировал бы равномерное предложение нефтепродуктов с учетом роста сезонных потребностей.

Механизм согласования графиков должен предполагать полное раскрытие информации от компаний об изменении выпуска неф­тепродуктов, добавляет начальник управления ТЭКа ФАС Александр Пироженко. «Возможно, будет введена ответственность НК за нарушения сроков, а Минэнерго дано право рекомендовать компаниям изменять заявленные сроки ремонтов», — добавляет он. Каждая компания составляет свой график ремонта НПЗ для себя, как ей удобно, а совпадают они или нет — не ее дело, говорит представитель одной из нефтяных компаний. «Со своей стороны мы знаем, когда будет ремонт, и создаем запас нефтепродуктов, который позволяет снабжать топливом свои автозаправки и еще продавать оптом», — подчеркнул он.

Безусловно, совпадение графиков оказывает влияние на стоимость нефтепродуктов, однако этот фактор не является ключевым и определяющим по сравнению с другими, в частности большой долей экспорта, ситуацией на мировых рынках нефтепродуктов, говорит управляющий партнер НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский. И схема контроля не очень понятна. Фактически у ФАС на данный момент нет адекватного механизма координации и согласования сроков ремонта НПЗ. «В любом случае цены на бензин растут с начала года, литр бензина подорожал почти на 9%, а дизельное топливо почти на 12%, и пока что особого изменения динамики роста цен ждать не приходится», — считает г-н Андриевский.

Согласованная работа ФАС и Минэнерго пойдет на пользу рынку, когда вывод мощностей НПЗ на ремонт будет осуществляться в зависимости от обеспеченности региональных рынков нефтепродуктами, для того чтобы более эффективно предотвращать возникновение малейших перебоев в поставках, говорит Виталий Крюков из ИГ «КапиталЪ». Если НПЗ работают в одном регионе и обеспечивают львиную долю поставок на местный рынок, то одновременный ремонт этих заводов может привести к локальному дефициту нефтепродуктов и росту цен на топливо, уверен аналитик.