С наступлением декабря все вокруг неминуемо начинает напоминать о приближающихся новогодних праздниках. Гирлянды светятся яркими огнями, по радио крутят рождественские песни, из витрин магазинов то тут, то там улыбаются нам Дед Мороз со Снегурочкой и Санта-Клаус. Присмотритесь-ка к этому добродушному седому старику. Кажется, вы его знали всегда… Ан нет!
Тот образ заморского коллеги Деда Мороза, к которому все мы привыкли, был придуман не так уж давно. В 1931 году художник Хэддон Сандблом рисовал макеты рекламных плакатов для The Coca-Cola Company. Сандблом решил изобразить сказочного персонажа не старым эльфом, как тогда было принято, а веселым стариком с румяными щеками и густой белой бородой.
|
---|
Привычный сегодня всем образ Санта-Клауса родился благодаря рекламе «Кока-Кола»: на смену эльфу пришел жизнерадостный седой старик в красном костюме. И непременно — с бутылочкой газированного напитка в руках. |
С помощью этой рекламы компания хотела поднять продажи фирменного прохладительного напитка в зимнее время… Но результат вошел во все учебники истории рекламы. Мало того что продажи Coca-Cola взлетели и напиток занял почетное место на новогоднем столе людей по всему миру, так еще и придуманный для рекламных плакатов Санта стал главным олицетворением рождественских и новогодних праздников.
С тех пор зима для заводов по производству Coca-Cola стала горячей порой. Один только завод в Екатеринбурге за один час может производить до 48 тысяч бутылок. Мы отправились на завод Coca-Cola Hellenic, чтобы узнать, как и из чего делается главный безалкогольный напиток Нового года.
Родом из аптеки
Вы наверняка слышали историю о том, что когда-то Coca-Cola продавали в аптеках? Так вот — это чистая правда. Рецепт напитка придумал фармацевт по имени Джон Смит Пембертон, экспериментируя с составом прямо во дворе своего дома в Атланте 8 мая 1886 года. Напиток у него получился приятный и необычный на вкус.
Названием и логотипом известный напиток обязан обычному бухгалтеру по имени Фрэнк Робинсон, служившему в аптеке Пембертона. Он написал слово Coca-Cola красивым каллиграфическим почерком, именно это начертание сохраняется в логотипе продукта до сих пор.
|
---|
Так выглядела та самая аптека, в которой впервые начали продавать Coca-Cola. В заводском музее легендарное здание нарисовано на одной из стен. |
Сейчас в списке ингредиентов напитка значатся очищенная газированная вода, сахар, натуральный краситель карамель, регулятор кислотности ортофосфорная кислота, натуральные ароматизаторы, кофеин. В каких пропорциях все это смешивается — секрет. Его мы раскрывать не будем, но зато увидим, как отдельные ингредиенты превращаются в напиток.
Правильная форма
Наш провожатый по производству — главный энергетик завода Сергей Солодов.
|
---|
Этот молодой парень только в прошлом году закончил энергетический институт УрФУ, а сегодня уже отвечает за работоспособность всей электроники на производстве. С учетом того что все производство автоматизировано, а участие человека в процесссе сведено к минимуму, должность ответственная. |
Первым делом узнаем о том, как получаются бутылки для напитка Coca-Cola. На екатеринбургском заводе разливают напитки только в пластиковые бутылки разного литража.
|
---|
До обработки на специальной выдувной машине заготовки (на профессиональном языке их называют «преформы») выглядят как маленькие колбочки. |
|
---|
Конвейерная лента отбирает преформы и поочередно поставляет их на выдувание. Бракованные преформы сразу отсеиваются. |
|
---|
После того как преформы попадают в выдувную машину, проходит пара секунд и… перед глазами появляется уже готовая бутылка. |
|
---|
Внутри происходит не чудо, а четко отлаженный производственный процесс: преформа выдувается под действием высокого давления воздуха на специальной пресс-форме, повторяющей контур будущей бутылки. |
Но главное не форма, а содержание. Так что идем дальше.
Водные процедуры
Вода — это основной ингредиент Coca-Cola. В составе напитка на нее приходится более 85%. Но прежде чем попасть в бутылку, вода проходит несколько стадий очистки.
Сначала вода поступает в песочные фильтры, где очищается от химических и механических примесей. |
Обратный осмос очищает воду на молекулярном уровне. Кстати, такой же способ используют при получении особо чистой воды для медицины, таким способом можно даже из морской воды сделать питьевую. |
|
---|
На оборудовании установлены специальные датчики, которые в реальном времени делают замеры содержания различных примесей в воде. В случае их обнаружения подается звуковой сигнал. |
Кроме автоматического контроля за качеством очистки воды каждые 2 часа заводская лаборатория делает экспресс-анализ воды, а каждые 4 часа проводит полный анализ.
Только после очистки и проверки вода поступает в купажное отделение, где готовится сироп.
Сиропная комната и сахарная кладовка
Превращение чистой воды в Coca-Cola происходит в несколько этапов. Сначала готовится сахарный сироп.
|
---|
100 мл готового напитка Coca-Cola содержат всего лишь около двух чайных ложек сахара (10,6 гр). Для сравнения: в 100 гр банана сахара в полтора раза больше (16,2 гр). |
Что же происходит дальше, чтобы получилась Coca-Cola? Основа напитка поступает из Евросоюза со специальных заводов, производящих концентрат для напитков The Coca-Cola Company. Заводов-боттлеров, где смешивают и разливают легендарный напиток, по всему миру сотни, а вот заводов, которые производят концентрат, всего несколько.
Сахарный сироп в строго определенных пропорциях смешивают с концентратом, а затем с очищенной газированной водой.
По бутылочкам!
Линия розлива — самый интересный участок производства для стороннего наблюдателя. Здесь весь процесс можно наблюдать воочию.
|
---|
Вот пустые бутылки тщательно ополаскиваются и стерилизуются. |
|
---|
Потом они захватываются специальной разливной машиной и наполняются готовой газировкой. |
|
---|
Крышки к бутылкам уже наготове. |
Специальная умная машина выстраивает все колпачки таким образом, чтобы они лежали в одной плоскости. Неправильно повернутый колпачок сразу же падает. И это не магия, а четкий математический расчет. |
Специальная машина закрывает каждую бутылку и отправляет ее на проверку.
|
---|
Все бутылки, прежде чем будут упакованы, проходят через «бракёр» — машину, которая проверяет уровень налива и наличие крышки. Если что-то не соответствует стандартам, то автомат-боксер автоматически выбьет такую бутылку с конвейера. |
|
---|
На финальной стадии все бутылки проходят через кодировщик, который проставляет дату и время розлива. |
Процесс розлива происходит в полностью автоматическом режиме. Но в разливочном цехе заняты несколько человек, которые внимательно контролируют производство, настраивают нужные программы и следят за исправностью оборудования в течение рабочей смены.
|
---|
Сегодня на заводе работают две производственные линии. В совокупности они могут разливать от 12 000 до 38 000 бутылок в час. |
На финишной прямой
Заключительный этап производства — это упаковка готовой газировки. Процесс также полностью автоматизирован.
|
---|
Сначала на каждую бутылку клеится этикетка. В преддверии Нового года на ней Санта и белые мишки. |
|
---|
Затем нужное количество бутылок, в зависимости от емкости, оборачиваются термоусадочной пленкой, так формируются упаковки продукции (кейсы). |
|
---|
Затем машина паллетайзер укладывает готовые кейсы на транспортные поддоны и, оборачивая их пленкой, формирует палеты. В среднем за один час работы паллетайзер может собрать и упаковать столько Coca-Cola, что хватит загрузить под завязку 2 фуры (до 50 поддонов с напитками). |
На этом этап рождения напитка на заводе заканчивается и начинается его путь к покупателю.
Не производством единым
На производстве Coca-Cola в основном работают машины, но на каждом этапе технические специалисты следят за качеством напитка и бесперебойной работой всего оборудования.
Путь от завода до прилавка магазина требует больше человеческого участия. Большая часть из 1,5 тысяч человек, которые сегодня работают на екатеринбургском заводе Coca-Cola Hellenic, задействованы не в производстве и контроле качества, а в продажах и дистрибуции товара.
|
---|
Завод — это не только производство, но и просторный офисный блок. В преддверии Нового года офис легко можно перепутать с резиденцией Санта-Клауса: приятные мелочи в оформлении создают праздничное настроение. |
|
---|
Здесь очень мало кабинетов, зато есть большие, просторные рабочие зоны — open space. Такой способ организации делового пространства давно полюбился крупным международным компаниям, потому что он наглядно демонстрирует идею демократичного офиса: здесь нет преград ни стеклянных, ни коммуникационных. |
|
---|
Кроме непосредственно рабочего пространства здесь есть и уютные переговорные, и учебные классы, и, конечно, своя столовая. |
|
---|
Благодаря рекламным плакатам образца 40–50-х годов она больше похожа на ретро-кафе, чем на обычную заводскую столовую. |
Дорогу молодым
Вокруг в основном работают молодые ребята. Несмотря на то что бренду Coca-Cola уже больше века, его образ не старится с годами. «Для меня Coca-Cola всегда ассоциировалась с весельем, спортивными матчами, вечеринками и тусовками. Никогда не задумывался раньше о том, что у компании есть собственное производство в Екатеринбурге, и тем более о том, что это один из крупнейших работодателей в городе», — рассказывает главный энергетик завода Сергей Солодов, который проводил нам экскурсию по заводу.
Сам он в компанию попал случайно чуть больше года назад. «Увидел баннер, рекламирующий программу подготовки будущих менеджеров Hellenic Management Trainee Program (HMTP). К тому моменту Сергей заканчивал УрФУ и за плечами уже имел трехлетний опыт работы на другом заводе. «Заполнил анкету и забыл. Но спустя какое-то время мне позвонили. Прошел несколько ступеней отбора — и вот я тут. Три месяца стажировался в торговом отделе, потом на производстве. Спустя 8 месяцев я был назначен исполняющим обязанности главного энергетика, а вскоре переведен на должность уже официально», — коротко рассказывает о своем карьерном росте Сергей.
|
---|
На заводе есть своя «аллея славы» с портретами самых выдающихся сотрудников. |
«Столь быстрый карьерный рост — это, конечно, не самая обычная история. Но и не редкость. Особенно когда речь идет об участниках программы подготовки будущих менеджеров HMTP. Например, генеральный директор Соса-Cola Hellenic в России Стефанос Вафеидис — тоже выходец из этой программы, — говорят в отделе по работе с персоналом. — Мы ведем очень строгий отбор кандидатов, но зато те, кто проходит все вступительные испытания, получают возможность пройти путь от выпускников вузов до линейных руководителей в международной компании всего за два года».
|
---|
Процесс трудоустройства действительно очень необычный, подтверждает еще одна участница программы Марианна Деева. |
«Анкету нужно было заполнять на английском. Я подумала: потренируюсь в языке. Через некоторое время мне позвонили. Девушка на другом конце провода представилась сотрудником Coca-Cola Hellenic и сказала: «Давайте поговорим с вами на английском?». Я ответила: «No problem!». До этого еще никогда в жизни я не проходила собеседований на английском, — рассказывает девушка. — Мы поговорили, затем мне пришла ссылка на тест. Нужно было пройти два онлайн-теста. Только после этого начались очные этапы. Здесь не проводят традиционных собеседований с кандидатами один на один. Групповое собеседование больше похоже на деловую игру: у каждого из участников есть свой виртуальный бюджет и задача продать свою идею. Это такая модель реальной компании. После группового задания каждый участник делает индивидуальную презентацию. Если и этот этап пройден, то в финале вас ждет интервью с непосредственным руководителем». Все этапы отбора длились около полугода.
|
---|
Сейчас Марианна менеджер-стажер отдела обучения и развития персонала. |
Как у стажера у нее был свой проект: компания поручила разработать программу адаптации новых сотрудников. «Я сама была новым сотрудником, поэтому четко себе представляла, чего не хватает новичкам, — говорит Марианна. — Вместе с коллегами мы детально продумали целый курс адаптационных мероприятий. Это и экскурсии по заводу, и прикрепление наставника, и неформальные мероприятия, когда сотрудника посвящают и поздравляют с успешным прохождением испытательного срока».
Сегодня Марианна курирует также программу ускоренного развития Fast Forward, или «Полный вперед!». Ее задача — помочь рядовым сотрудникам превратиться в супергероев и вырасти до менеджеров в короткие сроки.
Олимпиада, субботник и рождественские зайчики
Впрочем, работа и учеба — далеко не все, что может предложить Coca-Cola своим сотрудникам. Как в любой крупной международной компании, здесь очень много социальных проектов.
|
---|
Вот, например, в коридоре мы нашли ящик сбора средств для Вареньки — дочки нашего блогера Станиславы Назаровой. Малышка нуждается в дорогостоящем лечении. |
Одним сбором средств компания не ограничивается и проводит много благотворительных мероприятий. Одно из самых ярких — «Рождественский караван». В прошлом году мы и сами прокатились в рождественском грузовичке Coca-Cola и узнали, как все это происходит.
|
---|
«Мы с коллегами наряжаемся в зайчиков и Санта-Клаусов, собираем подарки и едем в детские дома, чтобы подарить детям подарок и маленький праздник. Устраиваем конкурсы, показываем представления. Это мое самое любимое мероприятие в году. В этот раз я тоже записалась в числе первых», — говорит Марианна. Фото из архива компании |
Подобные мероприятия компания проводит круглый год: весной сотрудники отправляются на зеленый субботник, чтобы убрать какой-нибудь парк, летом поддерживают соревнования по футболу среди детских и юношеских команд «Кожаный мяч», проводят собственные соревнования по футболу для сотрудников.
|
---|
В прошлом году на территорию екатеринбургского завода олимпийский огонь попал даже раньше, чем был назначен пробег по Екатеринбургу. Для сотрудников компании — спонсора Олимпиады устроили настоящий олимпийский праздник. Фото из архива компании |
Марианна Деева:
— Мне нравится то, что работа здесь позволяет почувствовать причастность к чему-то большому и важному. Где еще вас работодатель отправит на день веселить детей и дарить им подарки, да еще и костюм зайца выдаст? Где вам дадут возможность увидеть олимпийский огонь на день раньше, чем он официально прибывает в Екатеринбург? В какой компании вы легко сможете задать любой вопрос самому высокому руководству? Для меня ответ на все эти вопросы один: в Coca-Cola Hellenic.
И еще ошибки исправить бы в тексте
Масса знакомых работала в CC, отзывы у всех негативные на 95%. Хотя люди имели опыт работы в других иностранных компаниях и было с чем сравнивать.
Зомбирование повсеместное, как сотрудников, так и покупателей...
Молодежь, не ведитесь и не бегите туда трудоустраиваться))) ПОДУМАЙТЕ 10 раз!!!
Не скромничайте...
Гнать эту фашистскую организацию с нашей земли!
Пейте вятский квас, будете здоровы.
Ребята!!! Это некорректное сравнение! Во фруктах и овощах не сахар, а еще точнее не сахароза, которая содержится в привычном рафинированном/или нет сахаре. Это фруктоза! Степени вреда для организма - сильно отличаются! Особенно при постоянном употреблении. Не надо путать теплое с мягким!
1946791[/ photo]
Это очень много, на самом деле. Колу пьют минимум по поллитра, а это уже 10 ложек сахара. Литр - 20 ложек
Не ходите, дети, в школу
- Пейте, дети, Кока-Колу!
Это чудный химикат
-Сульфа-нитро-трифосфат!
Тот, кто квас и сбитень пьёт
- От прогресса отстаёт.
Подходите, не ленитесь
-Кока-коле подивитесь!
В газированной воде
- ОртофосфОрной кислоте
Реагентов разных стоки
- И гнилые листья коки,
Трупы мексиканских тлей
- И помёт морских червей.
Кола - дивнейший орех
- (Импотенция - для всех!)
Сахару «почти там нет»
- (Диабетикам привет!)
Цикламат и аспартам
- (Рад онколог будет вам!)
Натрий, калий, кофеин,
-Кальций, магний, кокаин...
Что ещё в составе там
- Химик пусть расскажет вам.
Сей напиток уникальный -
Вообще универсальный:
Он желудки прожигает
- И монеты растворяет,
Унитазы отмывает
- Саранчу уничтожает!
Можно двигатель отмыть
- Пятна крови удалить,
Можно стёкла протирать
- И одежду постирать!
В общем, это вам не квас!
- Пейте, дети, рад за вас!