Раздел Бизнес
2 июня 2014, 11:16

Владелец сети киосков: «Сигареты надо продавать только в неприятных местах»

Владелец сети киосков: «Сигареты надо продавать только в неприятных местах»
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
С 1 июня осложнилась жизнь не только для курильщиков, но и для тех, кто продает сигареты. Все потому, что с воскресенья киоскам полностью запретили торговать табачными изделиями, а всем другим — выкладывать их на витрину.

С 1 июня стало труднее жить не только курильщикам, но и тем, кто снабжает их сигаретами. Теперь нельзя продавать сигареты в киосках, а всем другим — выкладывать их на витрину. В магазинах и павильонах будет лишь список с ассортиментом. Дмитрий Соколов, директор компании «Товары нового света», которая владеет сетью из более чем 100 киосков и павильонов, рассказал Порталу 66.ru, как данные изменения скажутся на продавцах табачных изделий, а также объемах потребления вредного продукта.


— С января прошлого года вступил в силу запрет на продажу пива в киосках и павильонах. Теперь вот запретили торговать сигаретами в киосках. Как это скажется на вашем бизнесе?
— На самом деле пока трудно оценить последствия. Сейчас часть владельцев киосков переделывают их в павильоны, чтобы не подпадать под запрет, другие меняют ассортимент, чтобы остаться на плаву.

— В оборотах киосков сигареты какую часть занимают?
— Более половины.

«Надеюсь, что запрет на выкладку отрицательно скажется на объемах продаж».

— Когда полтора года назад запретили продавать пиво в павильонах, то владельцы говорили, что им придется свернуть бизнес. Но павильоны до сих пор существуют в большом количестве.
— Давайте скажем прямо, что многие до сих пор и продают пиво. Наша же сеть на пиве никогда не специализировалась, доля этого напитка в оборотах была незначительной, потому мы достаточно спокойно пережили очередной запрет.

— А запрет на выкладку сигарет как-то скажется на продажах?
— Надеюсь, что скажется. В сторону уменьшения.

— Но это же для вашего бизнеса не очень хорошо.
— У меня кроме бизнеса есть еще и гражданская какая-то позиция.

— То есть в принципе вы к этим ограничениям относитесь положительно?
— В принципе я отношусь положительно. Но считаю, что у нас принимаются не самые эффективные меры. Мне, например, нравится путь, которым пошла Испания. К примеру, там разрешено продавать сигареты исключительно в маленьких киосках, где также нельзя их выкладывать на витрину. Плюс к тому для этого надо получить лицензию. И поскольку для многих это единственный бизнес, который кормит семью, то они очень сильно боятся потерять лицензию, а потому нет контрафакта и не продают сигареты детям.

Во Франции схожая с Испанией ситуация, у них торгующие табаком точки получили лицензию, она выдается один раз, и больше новых не будет. Если точка закрывается по какой-то причине — новой не возникает.

«Надо продавать сигареты в специализированных торговых точках, куда дети просто не ходят».

— В Испании в сетях не продают сигареты?
— В магазинах — нет, не продают. Уже года три.

— А у нас все наоборот делается.
— Да. У нас достаточно массированные акции табачников проходят, к примеру, в «Гринвиче», который позиционирует себя как семейный торговый центр. Вот такое, я считаю, однозначно надо убирать.

На мой взгляд, сигареты надо продавать в специализированных торговых точках, куда дети просто не ходят. Тогда бы был эффект. Это не остановило бы заядлых курильщиков, но тех, кто покуривает время от времени, или тех, кто задумывается начать курить, эти ограничения и сложности бы остановили.

По мне, было бы оптимально объединить продажу сигарет с чем-то полезным. Разрешили бы продажу сигарет исключительно в общественных туалетах — это был бы колоссальный удар по имиджу. К тому же удалось бы решить проблему с туалетами, которых у нас не хватает.

— Вы уже понимаете, как табачные компании будут обходить запреты на выкладку продукции?
— Будут стимулировать непосредственно продавцов, выплачивая бонусные вознаграждения за продажу своей марки. Раньше табачные компании платили за выкладку на витрине, за лучшее место на полке, за размещение какой-то световой рекламы, сейчас будут платить за продвижение своих марок.

«Через два-три года значительная часть торговых павильонов закроется».

— С этим бороться бесполезно?
— Может быть, и не нужно. Главное — чтобы они не продвигали в школах.

— В моем окружении стало меньше курящих людей за последние годы. А есть ли отрицательная динамика в продажах сигарет?
— Да, у меня тоже есть ощущение, что количество курильщиков снижается. По крайней мере могу сказать, что продажи сигарет в количественном выражении падают. За последние три года они снизились примерно на 10%.

— За счет чего происходит падение?
— За счет уменьшения количества рекламных кампаний, а также повышения цен. Плюс к тому становится все больше пропаганды здорового образа жизни.

— Павильоны и киоски последние годы постоянно со всех сторон как-то трансформируют, зажимают. То администрация скажет, что их такая форма киосков больше не устраивает, надо ставить вот такие киоски, заказывать в такой-то компании. Потом говорят, что здесь нельзя пиво продавать. Потом еще что-то. Сколько лет еще просуществует этот бизнес?
— Я думаю, что большая часть торговых точек будет работать максимум еще два-три года. Кто-то из бизнесменов откроет магазины у дома, кто-то займется совсем иным делом.

— У меня есть знакомый, у которого было три киоска, он их продал. Очень дешево продал, потому что уже невозможно зарабатывать деньги. Сначала пиво перестали продавать…
— Я думаю, что подобные законы лоббируют крупные торговые сети.

— Зачем им это? Много ли киоски и павильоны продают сигарет?
— Три года назад примерно 80% сигарет продавалось через киоски и павильоны. Сейчас этот показатель, пожалуй, снизился, но все равно достаточно большой. Плюс к тому у нас ассортимент шире, чем в магазинах, потому что слишком много сигарет держать в прикассовой зоне для магазинов невыгодно.

— Кстати, у водки есть простая альтернатива — самогон, например. А если введут минимальную цену для сигарет, то как покупатели будут выходить из этой ситуации?
— У нас на рынке сложилась такая ситуация, что табак стоит дороже, чем сигареты. В той же Германии очень многие люди, которые не могут себе позволить сигареты, покупают табак, набивочные машины и это обходится им дешевле. У нас, если вспомнить конец 80-х, народ как-то выкручивался, например, выращивая самосад. Плюс к тому, безусловно, увеличится доля контрафакта. В интернете можно легко найти фирму, которая продает нелегальные сигареты. И они особо не прячутся.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.