Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса: кто и как транспортирует ценности

21 мая 2014, 10:25
Инкассация, перевозка особо важных посылок, вооруженное сопровождение грузов — кажется, что в этом бизнесе нет места разгильдяйству. На деле же все бывает гораздо веселей. Или печальней.

В этом выпуске «Изнанки бизнеса» мы поговорим с человеком, объехавшим полстраны, сопровождая «золотые караваны» и другие особо ценные грузы. Сейчас он вспоминает об этой работе с улыбкой, но до сих пор не перестает удивляться тому, как все устроено в этом бизнесе.

Без дела фирмы не сидят. Суть в том, что некоторые категории грузов можно перевозить только специализированным фирмам. В первую очередь речь идет о ценности этого груза. Можно и обычной почтовой посылкой отправить золотой слиток, указав его стоимость равной паре кирпичей. Но тогда в случае утраты и возмещение будет как за пару кирпичей.

Тем, кто возит большие объемы ценных грузов, без сопровождения не обойтись.

Рынок этот не очень большой — крупных компаний, занимающихся вооруженным сопровождением грузов, мало. Все потому, что для оформления подобной конторы нужна масса разрешений. А получить их непросто — одно разрешение на ношение служебного оружия сделать без «волосатой лапы» в органах МВД практически нереально.

Когда конкуренция слаба, можно не особо думать о качестве услуг. После оплаты всех официальных и неофициальных взносов, организации оружейных комнат, соответствующих нормам складов и прочих наиважнейших аспектов у руководства специальной транспортной компании остается мало денег на саму транспортировку. Экономят, как водится, на зарплатах исполнителей и их обеспечении.

Средняя зарплата у охранников-экспедиторов — в районе 25 000 рублей. А могут и депремировать...

Зачастую в профессию охранника-экспедитора (он же инкассатор, он же фельдъегерь) попадают люди абсолютно случайные. Нередко будущий сопроводитель впервые прикасается к боевому оружию, уже попав в профессию. И тут же получает подзатыльник от старшего — лежит пистолет в кобуре, так и не трогай! А то ведь выстрелишь сдуру в кого-нибудь.

Сотрудников специальных транспортных фирм почти не учат. Новообращенного охранника-экспедитора долго стращают, перечисляя все мыслимые кары, которые обрушатся на его голову, если он потеряет хотя бы один патрон. Затем долго и нудно вбивают юридические нормы по обращению с оружием — не дай тебе бог выстрелить в человека, не предупредив его громко и четко, что ты при исполнении, не показав ему пистолет, не сделав предупредительный выстрел в воздух. И лишь потом кратко и в теории объясняют, в кого можно стрелять. Практические стрельбы в таких конторах редкость.

Относительно оружия в таких предприятиях вообще пропагандируется восторженный страх — наверное, именно так ацтеки превозносили статуэтки Вицлипуцли и других божков.

В результате таких занятий на свет нередко появляется охранник, страшащийся собственного табельного оружия больше, чем любого бандита. Он надевает форму (если она ему положена), бронежилет (если дадут и если он окажется впору), трясущимися руками нацепляет кобуру с пистолетом и выходит на свой первый маршрут. Впрочем, на практике новичок может оказаться на маршруте сразу и вообще без оружия. Потому что когда заказов много, а рабочих рук не хватает, «в поля» идут все, и никого не волнует, что ты умеешь, а что очень быстро должен будешь постигнуть в процессе. Благо дело нехитрое.

Бывало, что новенький паренек получал предписание и выезжал в многодневный междугородний маршрут, не имея не только формы и оружия, но даже документов, подтверждающих его профессиональную принадлежность. Много ли можно ждать от такой охраны? И это при том, что нередко такие стражи сутки напролет проводят в бронированных КамАЗах и «Газелях», сопровождая грузы, стоимость которых зачастую переваливает за десятки миллионов. И не всегда рублей.

Выдержка из речи начальника охранно-экспедиционного подразделения перед подчиненными: «Доставите — хорошо, не доставите — пофиг. Главное — не потеряйте!».

При этом часто бывает так, что людей и машин на маршрутах категорически не хватает. В результате огромные ценности везутся в ржавом небронированном корыте, которое по пути еще и сломается. Так однажды некое бесценное художественное полотно превозилось в кузове обычной грузовой «Газели». Картина была большая, вошла только стоя. Шедевр завернули в две простыни, а в кузов поставили одного из сопровождавших — и он всю дорогу балансировал в кузове на ногах, не давая бесценному полотну свалиться на грязный пол, засыпанный всяким мусором. Охранник был не силен в искусстве, но стоимость полотна принял близко к сердцу и в раму картины вцепился так крепко, что по окончании маршрута его еле отодрали от груза.

Отдельный вопрос — крупные конвои. Например, автоколонны, перевозящие золото. Зачастую они формируются из всех машин, что в данный момент у фирмы на ходу, а также из всех свободных людей. О том, чтобы весь конвой состоял из бронеавтомобилей, а сопровождение сплошь было в броне и в касках, никто обычно не думает. Лишь бы хватило обычных грузовиков, в которые аккуратными пирамидками составят золотые слитки, а там разберемся. Несколько обычных полуприцепов, пара легковушек в эскорт — вот вам золотой караван.

Несколько обычных полуприцепов, пара легковушек в эскорт — вот вам золотой караван.

Нередко специальные транспортные компании запросто нанимают обычных водителей-фрилансеров со своими машинами. И тогда разница между рейсом обычного грузовика и машины, перевозящей особо ценный груз, сводится лишь к тому, что во второй, помимо водителя, сидит некий человек, который считается охранником-экспедитором (фельдъегерем, инкассатором). Реальная польза от него лишь в том, что это он будет отвечать за груз, если с ним что-то случится. Потому что вооруженное сопровождение грузов всегда подразумевает материальную ответственность лица, которое эти грузы охраняет. Зато заказчику такой рейс встанет куда дороже. Притом что рискует грузом он примерно так же.

Чтобы возненавидеть драгметаллы, достаточно один раз оказаться в группе сопровождения «золотого» грузовика, вылетевшего с трассы. Выдернуть машину и прицеп на дорогу не всегда получается. Тогда руководство по-быстрому нанимает другую машину — обычного дальнобойщика, сумевшего быстро добраться до места происшествия. И пара охранников перетаскивает около сотни золотых слитков из перевернутого прицепа в свежеподанный. После такого приключения от одного вида золота начинает болеть спина.

В качестве иллюстраций использованы кадры из мультфильма «Бременские музыканты» (Союзмультфильм, 1969 год)