Пару месяцев назад казалось, что в Свердловской области разгорается еще один очаг социальной напряженности. Поводом стали тревожные новости: в мае градообразующее предприятие «Ураласбест» планирует перейти на трехдневную рабочую неделю. Учитывая, что на нем трудятся около 9 тысяч человек, это событие, безусловно, затронуло бы почти каждую семью в 70-тысячном моногороде. Однако с апреля «Ураласбест», напротив, стал работать в полную мощь. Одна из причин — открытие второй очереди завода «Эковер».
| Карьер, где добывают асбест, выглядит завораживающе. Ежегодно тут добывают более 41 млн тонн породы, из которых 17 млн тонн отправляется на «Ураласбест», но содержание асбеста составляет лишь 2,5%. |
Если будете проезжать мимо Асбеста, то рекомендую заехать и посмотреть на карьер сверху. Завораживает. Только представьте: длина около 11 километров, глубина — 350 метров, ширина — 3,5 километра, а протяженность серпантинов — более 300 километров (как расстояние от Екатеринбурга до Тюмени). Вот и областного премьера Дениса Паслера, который приехал в город ради открытия нового производства, первым делом повезли на карьер.
| Экскурсия по предприятию — обычное дело при поездках в область руководителей региона. |
Есть мнение, что Денис Паслер имеет губернаторские амбиции. К примеру, на прошлой неделе, когда Евгений Куйвашев был в отпуске, премьер развил какую-то невиданную активность, делая одно громкое заявление за другим. Тем интереснее было понаблюдать за тем, как ведет себя Паслер в подобных поездках по области.
«У вас чья техника используется?» — спросил Паслер у директора «Ураласбеста» Юрия Козлова. Тот с гордостью ответил, что в прошлом году был куплен японский экскаватор: «Вон тот, красный», — показал он рукой. Премьер решил пролоббировать местного производителя: «Почему же не уралмашевские?». После этого чиновнику пришлось выслушать небольшую лекцию о том, что раньше уралмашевские использовались, но потом как-то изменилась технология добычи, а потому стали закупать ижорские, а теперь и импортные.
| Безработица в Асбесте лишь 0,7%, но если «Ураласбест» повалится, то в области появится еще одна горячая точка. |
В отличие от своего босса — губернатора Евгения Куйвашева — Денис Паслер предпочитает пробежке по предприятию неспешный шаг. А еще задает очень много вопросов, внимательно выслушивает. Но все-таки главной целью визита было открытие второй очереди завода «Эковер», который производит базальтовую теплоизоляцию.
На этом предприятии стоит остановиться подробнее. Все дело в том, что спрос на основную продукцию — асбест — постепенно снижается в силу ряда причин. Именно поэтому уже не первый год проводят политику диверсификации. По словам Юрия Козлова, до 2015 года доля асбеста в обороте компании должна снизиться с 80% до 55%. Именно поэтому «Ураласбест» инвестировал в строительство завода «Эковер». Примечательно, что сырье для производства теплоизоляции (горная порода габбро) добывают все в том же карьере Баженовского месторождения.
| Новое суперсовременное производство теплоизоляционных материалов построили в цехе, который последние 20 лет был заброшен. |
Всего в «Эковер» инвестировали 4,5 млрд рублей, из которых 2 млрд рублей — во вторую очередь. Если все пойдет по плану, то в 2015 году оборот предприятия составит 2,5 млрд рублей, а инвестиции получится окупить за пять лет. Примечательно, что завод построили в цехе, который до этого простаивал 20 лет. Теперь же в нем находится суперсовременное производство, которое полностью компьютеризировано. Хотя и без людей не обходится — вторая очередь позволила устроить 120 человек.
Понятное дело, что на «Ураласбесте» не все так гладко, как хотелось бы. Но все-таки ситуация кардинально отличается, например, от той, что сложилась в Краснотурьинске. В последнем Дерипаска последовательно закрывает завод, а областные власти все обещают устроить людей в индустриальный парк. Правда, его пока нет, это всего лишь проект, да и то не всем понятный.
| Директор «Ураласбеста» заявил Порталу 66.ru, что в ближайшие годы Асбест перестанет быть моногородом. |
В Асбесте же худо-бедно, но уходят от ситуации, когда благополучие достаточно крупного города зависит от ситуации на сырьевом рынке. Быть может, причина в том, что «Ураласбест» в том числе принадлежит директору Козлову, а не мегакорпорации, которой проще закрыть, чем развивать.