Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Изнанка похоронного бизнеса: «У вас горе? Тогда мы идем к вам!»

16 апреля 2014, 09:00
Сегодня в рубрике «Изнанка бизнеса» мы расскажем, как просто и выгодно хоронить людей. Для этого не нужно ни образования, ни специальных навыков, а только холодное сердце и организаторские способности.

Если вы умеете делать скорбное лицо, то успех обеспечен. Так считает наш сегодняшний анонимный собеседник, который не один десяток лет трудится на рынке похоронных услуг Екатеринбурга. Пожалуй, самом закрытом и подпольном.

Многое из того, что мы расскажем, может показаться избитыми истинами. Каждый читатель, пожалуй, хоть раз слышал истории о том, как похоронные агенты возникают под дверью сразу же, как только в квартире умер человек. Иногда даже до этого момента. Конечно, они нелегально покупают информацию о смерти. Наш собеседник рассказал, как это происходит, сколько стоит, и раскрыл еще несколько секретов профессии.

В тесной связке с полицией работает абсолютное большинство похоронных фирм. Такса по городу — 10 тысяч рублей за один адрес. Если похоронщик отдал эту сумму информатору, вам ее размажут по счету так, что вы и не заметите.

Похоронщикам сливается 100% смертей. И это основная проблема похоронного рынка Екатеринбурга. Они сливаются сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками скорой помощи. То есть теми, кто в силу своих должностных обязанностей первым узнает о смерти. 5–7 минут — и у вас на адресе стоит шесть агентов. И хорошо, если они не дерутся.

Как только у вас дома произошло скорбное событие, похоронные агенты тут же появятся на пороге. Если вы их не приглашали, это может стать серьезным поводом задуматься.

Объем этого «информационного» рынка можно посчитать лишь примерно. В среднем в Екатеринбурге происходит 16 тысяч смертей в год. Есть какая-то маленькая часть безродных захоронений, некоторые люди занимаются организацией самостоятельно — посылают похоронщиков с порога. Давайте даже представим, что таких половина. Получается, что информация о восьми тысячах смертей стоимостью 10 тысяч стоит 80 млн рублей. Это объем только коррупционной составляющей.

Общий объем похоронного рынка оценивается в сумму порядка 500 млн рублей. Это 16 тысяч смертей, умноженные на среднюю стоимость одного захоронения — 30 000.

Рынок делят чуть меньше полусотни фирм и огромная ватага агентов, которые нигде не числятся. Им надо всего 5–6 заявок в месяц, и если с каждой иметь по 20 тысяч себе на карман, можно жить припеваючи. Обычная координаторская работа.

Похоронный бизнес — это деньги из воздуха. До тридцати процентов суммы, которую вам выкатят в квитанции, — вода. А все цены в ней фактически берутся с потолка. Нет никакого барьера для вхождения в рынок, можно даже ИП не регистрировать. Проедьте по похоронкам, узнайте, где почем гробы, где — катафалки, договоритесь с санитаром в морге, подружитесь с сотрудником правоохранительных органов — и вы в бизнесе!

Большинство из того, что вам расскажут неизвестные со скорбными лицами, — сказки.

Все ритуальные агенты всегда завышают цены. Их задача — взять вас тепленькими, пока вы в шоке от случившегося, пока не оправились от горя. Но если они назвали вам цену 70 тысяч, а вы сказали, что в другой конторе вам уже пообещали то же самое за 30, они согласятся на 30.

Шок — основной инструмент похоронного агента. Вы же гоните в шею продавцов пылесосов «Кирби» за сто тысяч рублей? Вы же понимаете, что пылесос можно купить в магазине за 20 тысяч. Почему тогда, когда в момент смерти близкого, родного человека появляется абсолютно неизвестное вам лицо, большинство людей даже не спрашивают у него никаких документов?

Известны случаи, когда людей «обували» на бешеные деньги. Когда люди отдавали по 100 тысяч за голую кремацию — самый дешевый гроб, без церкви, без транспортного сопровождения, без грузчиков, просто забрать покойного, сделать предпохоронку, уложить в гроб, увезти в крематорий, предать тело кремации и получить урну. Сто тысяч!

Цены могут измениться, пока вы едете в офис похоронной компании. Особенно если вы передумали заключать с ней договор. Представьте: у вас умирает родственник. Приезжает молодой человек, берет аванс 10 тысяч рублей, и тело тут же увозят в морг. Через какое-то время вы решаете расторгнуть договор, звоните ему. Сколько стоит перевозка тела в морг? 2,5 тысячи, говорит он, но расторгнуть договор и вернуть деньги можно только в офисе. А потом в офисе оказывается, что есть некий прейскурант, по которому в случае отказа от заключения договора перевозка стоит не 10, а 17 тысяч! Это реальный случай.

Незваные гости разбираются в психологии лучше многих из нас, поверьте. Они скажут вам именно то, что вы хотите услышать.

У нас очень ограниченный набор инструментов давления на заказчика. Первый инструмент — время приезда полиции на осмотр тела, если человек скончался дома. Зимой можно открыть форточку, и тело пролежит 5–6 часов без каких-то особых изменений. Но в жару гнилостные процессы начнутся уже через два часа. Это будет крайне неприятная картинка. Так что вы пойдете на любые условия, чтобы вывезти тело из дома. А агент может сказать: если не будете работать со мной, полиция приедет только завтра. И поверьте, так и произойдет. Полиция может даже приехать на адрес, осмотреть место происшествия и написать протокол, но потом полдня везти его в прокуратуру, потому что именно она дает направление на перевозку.

Если вам говорят, что полиция приедет через десять часов, набирайте телефон доверия или еще раз 02 и говорите, что конкретный сотрудник с номером жетона таким-то пообещал вам приехать через десять часов. Он будет у вас через 15 минут! Уже безо всяких денег и без всяких агентов.

Второй рычаг давления — тело можно отправить либо на сохранение, либо на вскрытие. Решение об этом принимает прокуратура (если есть подозрение на насильственную смерть), но ваш агент обязательно скажет, что только он может обо всем договориться. И он реально может! На вскрытие могут отправить даже 90-летнюю бабушку с онкологией, у которой два дня назад был участковый и сказал, что ей недолго осталось.

Начать обрабатывать вас может и участковый врач — похоронщики обязательно заплатят ему за это. Если он знает, что вашему родственнику осталось немного, он обязательно подготовит вас к его смерти. И доверительно посоветует «хорошую фирму», с которой ему самому якобы приходилось иметь дело.

Если человек вам не знаком, если вы никуда не звонили, чтобы он пришел, лучший способ — попрощаться с ним сразу же. Вы в любом случае ничего не теряете, их работу может сделать любой другой специалист, а вот то, что вы не стали участником коррупционной цепочки, сэкономит вам как минимум 10 000 рублей.

Если в случае смерти близкого человека у вас на пороге появляется кто-либо, кому вы не звонили, будьте уверены, что вы уже переплатили как минимум десять тысяч рублей. Остановитесь на две минуты, включите голову! Наберите в поисковике «ритуальные услуги, организация похорон в Екатеринбурге». Обзвоните первые пять фирм, приценитесь.

По закону выдача документов после смерти человека не может быть задержана более чем на двое суток. Когда вам говорят, что вы получите справку через пять дней, это фигня.

Вместе с телом зачастую забирают паспорт умершего — для оформления. Обратите внимание на два нюанса: вы отдали паспорт человеку, которого не знаете, а факт смерти еще не зафиксирован документально. Согласитесь, наводит на определенные мысли?

В Екатеринбурге нет стандарта качества похоронных услуг. За пять тысяч вам могут прислать в качестве катафалка и раздолбанную «Газель», и «Форд-Транзит», и «Мерседес-Спринтер». Просто не поленитесь узнать заранее, что именно вы получите за свои деньги.

Не верьте агенту, когда он представляется работником «Муниципальной похоронной службы». Он это говорит, чтобы завоевать ваше доверие. Не верьте припискам в квитанциях вроде «цены согласованы с комитетом по организации бытового обслуживания населения администрации города Екатеринбурга». Я вас уверяю, в комитете не знают ничего об этих «согласованных» ценах.

PS. Мы показали нашему собеседнику реальную квитанцию одного из ритуальных агентств Екатеринбурга и попросили его прокомментировать услуги и цены.

Раздел «Принадлежности». «Гроб, бархат, бордовый: 4500», «Рюши, защелки: 1000», «Подушка, постель: 1000». В реальности комплект защелок стоит 50 рублей. И они всегда идут уже вместе с гробом. 4500 рублей — это цена всего комплекта — гроб с бархатом и защелками, рюши, постель, подушка и так далее. У вас же все идет отдельными позициями.

«Санитарный набор: 600». Вы знаете, что это такое? Это одноразовые перчатки, шапочка, халат для санитара, расческа, мыло, губка, бритва — все это санитар использует, чтобы подготовить тело к захоронению, а потом выбрасывает. Но я больше чем уверен, что никто вам тут никакого санитарного набора не предоставлял, потому что вы его даже в глаза не видели. В данном случае вам остается только поверить, что его отдали санитару.

Ну, стоимость церковного набора может варьироваться. Итоговая переплата по этому разделу — 2000 рублей.

Раздел «Подготовка тела к захоронению». Помыть, одеть, побрить, уложить в гроб. И вот пожалуйста: «Маска сохраняющая спиртовая: 2000 рублей». Вы знаете, что это? Это обычный кусок марли, который пропитывается спиртом и кладется на лицо, чтобы замедлить процесс гниения. В идеале — с добавлением формалина. После смерти кровь застаивается в голове, и эту черноту надо убирать вот таким способом. Ну сколько стоит бутылка самой дешевой водки? 200 рублей — на десять покойных! Кстати, в большинстве случаев у родственников еще и бутылку водки берут сразу же. Смело считаем, что переплата составила 2000 рублей.

Раздел «Услуги агента ритуальной службы». Полностью состоит из переплаты. «Доверенности: 800 рублей» — что это, вы знаете? Вы какую-то доверенность на кого-то оформляли? «Организация ритуального обряда: 2000» — а вы их для чего-то другого нанимали? «Оформление заказа: 2500», «Выезд на место смерти: 2500» — понятно, да? Конкретно у вас по этому разделу 12 900 рублей. Все это вода. Просто несколько раз взяли деньги за одно и то же. Переплата примерно вдвое.

Всего по этому заказу переплата составила примерно десять тысяч рублей. Это деньги, которые ушли человеку, позвонившему похоронщикам.

В качестве иллюстраций использованы кадры из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Союзмультфильм, 1951 год)