Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Кривой, жирный тендер. Друзья губернатора освоят 2 млрд в Белоярке

21 января 2014, 16:08
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Прямых доказательств этому нет, но иначе объяснить внезапную победу очередных варягов в странном конкурсе на аппетитный уральский контракт не получается.

15 января на сайте госзакупок прошел грубо склеенный конкурс с крайне подозрительными результатами. Предбанкротное МУП «Белоярские тепловые сети» решило отремонтировать районные теплотрассы на сумму, внимание… 2 млрд рублей. Посудите сами: последние годы МУП завершало год с убытками, да к тому же поставщики регулярно вынуждены взыскивать задолженность с него через арбитражный суд. Ситуация типичная для предприятий сферы ЖКХ. А тут у него откуда-то взялись такие огромные деньги.

Сумма в 2 млрд рублей на реконструкцию теплосетей на самом деле гигантская. Для сравнения: в 2013 году на ремонт и профилактику тепловых, водопроводных и канализационных сетей во всей Свердловской области потратили 5,8 млрд рублей, из которых 1,9 млрд рублей — из областного бюджета, а еще 3,9 млрд рублей — за счет местных бюджетов муниципальных образований и средств предприятий (считайте, это деньги, собранные с граждан, платежи за ЖКХ). И вдруг только на Белоярский округ, в котором проживают лишь около 35 тыс. человек, потратят 2 млрд рублей. Впечатляет.

Впрочем, дело не только и не столько в сумме конкурса, но и в том, каким образом он проводился. Конечно, МУП «Белоярские тепловые сети» сделало все по закону: в положенные сроки разместило объявление о нем на сайте госзакупок, озвучило все условия, вскрыли конверты и определили победителя. Формально все правильно. Но если присмотреться, то возникнет масса вопросов.

Теплосети в Белоярке действительно давно устарели, но аналогичная ситуация по всей Свердловской области.

К примеру, странно, что на выполнение столь крупного заказа претендовали лишь две компании. Мало того — обе, как на подбор, с юга России: «Завод стеновых материалов и керамзита» из села Верхнерусского в Ставропольском крае (спросите у «Яндекса», где это) и ООО «Югстройпласт» из Краснодара (тут все попроще).

Удивительны и выводы комиссии, которые значатся в протоколе рассмотрения заявок. Оказалось, что завод из Ставропольского края неверно заполнил документы, отчего перестал соответствовать условиям конкурса. Сложно себе представить, что предприятие при подаче заявки на столь крупный тендер, внеся к тому же обеспечение в 5 млн рублей, могло так глупо ошибиться, всего-то неправильно указав срок проведения работ.

Не нужно быть юристом, чтобы понять: если участников всего два и одного из них комиссия снимает по формальным признакам, значит, конкурс заказной и составлен под одного конкретного претендента. Однако в МУП «Белоярские тепловые сети» заявили, что не могут объяснить, почему на такой крупный лот претендовали лишь две компании. Как, впрочем, и тот факт, что победитель в уральском мегаконкурсе — компания из Краснодара.

Сложно поверить, что представители «Завода стеновых материлов и керамзита» не знали о сроке выполнения работ. Вероятно, ошибки были допущены преднамеренно, чтобы «Югстройпласт» остался единственным претендентом.

Никита Озарин, директор МУП «Белоярские тепловые сети»:

— Конкурсная документация с декабря месяца висела на сайте госзакупок. Кто посмотрел, кто проявил заинтересованность, тот и подал документы. Я не Господь Бог. Может, другие Новый год уже встречали, а эти работали.

Логичное объяснение. И настоящие крепкие хозяйственники всегда размещают многомиллиардные контракты в середине декабря, когда деловая активность практически сходит на нет. Это обостряет конкурентную борьбу, способствует снижению стоимости и позволяет детально разобраться в конкурсной документации. Наверняка в десятках страниц требований к претендентам и видам работ скрыто еще немало причин, по которым можно отсеять любых посторонних претендентов.

В итоге же комиссия ожидаемо признала конкурс не состоявшимся, и как следствие — решила заключить соглашение с единственным участником — ООО «Югстройпласт». О краснодарской компании известно не так много: уставный капитал составляет 10 млн рублей, а директором и основным владельцем является Виталий Ширяев. Ранее он руководил сочинским предприятием «Югводоканал», крупнейшей коммунальной компанией Азово-Черноморского побережья Краснодарского края, через которое за последние пять лет прошло порядка 67 млрд рублей бюджетных денег.

«Югстройпласт» не имеет к «Югводоканалу» отношения. Одним из ее основных акционеров является концерн «Полипластик», лидер российского рынка по производству пластиковых труб, чьи владельцы скрыты за кипрскими офшорами. Достоверной информации о сфере деятельности «Югстройпласта» нет, скорее всего, это подрядная организация, производящая работы по прокладке и замене трубопроводов. По данным систем раскрытия информации, ранее южане выигрывали лишь конкурс на ремонт сетей водоснабжения Анапы за 11 млн рублей. Директор МУП «Белоярские тепловые сети» также не смог рассказать о победителях двухмиллиардного конкурса подробнее: «Я знаю только ту информацию, которая предоставлена в пакете конкурсной документации».

Попробуем понять, откуда у МУПа из Белоярки такие мощные финансовые возможности. В документации уточняется, что оплатить услуги подрядчика планируется за счет производственной программы предприятия, а «при наличии соответствующих соглашений — за счет средств бюджетов всех уровней». Очевидно, у МУПа нет возможности оплатить услуги подрядчика за счет собственных средств.

Никита Озарин:

— Если будут какие-то соглашения, то, возможно, и будут использоваться бюджетные средства. Есть необходимость, а потому будем искать деньги. Без этих инвестиций дальнейшее существование невозможно. Пока нужные средства не найдены. У нас в условиях конкурса отсрочка оплаты по той причине и предусмотрена, чтобы иметь временной запас для поиска денег. В частности, возможны кредиты.

Действительно, в документах говорится, что срок выполнения работ составляет 350 календарных дней, а максимальный — 550. Согласно техническому заданию, победитель конкурса должен будет построить 150 км трубопровода, в том числе 450 индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Оплату столь внушительного перечня работ предполагается произвести в течение 720 (!) календарных дней со дня подписания актов.

Расшифруем: почти два года южный подрядчик привозит и закапывает за свой счет трубы в Белоярке, а потом еще два года ждет, когда с ним рассчитаются. Не забываем, что МУП — почти банкрот. Исполнитель такого заказа должен быть либо очень рисковым парнем, либо иметь четкие гарантии исполнения обязательств. Может быть, даже и неформальные.

В прошлом году на ремонт всех сетей в Свердловской области потратили 5,8 млрд рублей, а тут на замену труб в относительно небольшой Белоярке решено выделить аж 2 млрд рублей.

Первый вариант сразу отбрасываем в сторону. Директор краснодарской фирмы — человек с немалым опытом работы в сфере ЖКХ, а его старшие товарищи — создатели успешной компании с многомиллиардными оборотами.

С большей долей вероятности можно говорить, что либо будет взят кредит под гарантии областного правительства, либо необходимую сумму выделит свердловский бюджет. Кроме того, в прошлом году была информация, что область выделит Белоярке 800 млн рублей на модернизацию ЖКХ. Так что можно уверенно говорить, что краснодарцы получили какие-то гарантии финансирования, а потому странно, что г-н Озарин знает о них исключительно из конкурсной документации.

Эксперт Портала 66.ru (бывший правительственный чиновник) предположил, что конкурс проводился под определенную группу лиц: «Со своими подрядчиками они смогут рассчитываться через 30 дней. Срок в 720 дней — очередная ловушка для недружественной компании, которая могла сломать конкурс и взять заказ себе. Два миллиарда — это огромная сумма на самом деле. Я не слышал, чтобы ранее такие деньги выделялись. Сопоставимые суммы тратились только на строительство сетей в «Академическом». А если платить по этому контракту деньгами граждан, то тарифы в Белоярке должны быть как в Норильске или на Чукотке».

Считается, что Артем Биков и Алексей Бобров — близкие друзья губернатора Евгения Куйвашева. Если власть в области в ближайшее время не сменится, то мы все чаще будем встречать их упоминания при крупных сделках в сфере ЖКХ. Фото: ДИП губернатора

В этой истории остается еще один важный вопрос: кто же является конечным выгодоприобретателем? Некоторое время назад проходила информация, что «Белоярские теплосети» собирается забрать себе ГУП «Облкоммунэнерго». Считается, что это ГУП через топ-менеджмент контролируют близкие друзья губернатора Евгения Куйвашева — бизнесмены-энергетики Артем Биков (является основным акционером «Корпорации СТС», в которую входят «ЭнергоКурган», СУЭНКО (Тюменская область), «Горэлектросеть» (Нижневартовск) и Алексей Бобров. Тем более в этом году состоится приватизация ГУПа, а основными претендентами на актив считаются как раз эти бизнесмены, которые уже сейчас контролируют «Облкоммунэнерго» через топ-менеджмент. И если ситуация будет развиваться таким образом, то вопросов о том, почему именно Белоярка получит 2 млрд рублей на модернизацию сетей, не останется. Впрочем, это только версия.

В сухом остатке после проведения данного конкурса и определения победителя остается слишком много вопросов. Думаем, что ответить на них должен министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

1. Почему именно Белоярский район, а не Дегтярск или Первоуральск был выбран в качестве объекта столь крупных инвестиций? Есть ли обоснование необходимости закупки, технико-экономические расчеты?

2. Почему конкурс проводился по 223-ФЗ, хотя не исключается (а, скорее, предполагается) использование бюджетных средств?

3. Почему в конкурсе был один лот, что заведомо ограничивает конкуренцию? Настолько, что ни у одной региональной компании не хватило финансовых либо технических возможностей для выполнения такого объема работ. Или специализированные подрядчики из Свердловской области не были проинформированы о столь крупном конкурсе?

4. Предполагается ли финансирование работ из средств бюджета Свердловской области в рамках программы «Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры Белоярского городского округа на 2012–2016 годы»? Есть ли договоренности о предоставлении гарантий областного правительства о том, что подрядчик получит 2 млрд рублей?

5. Когда МУП «Белоярские тепловые сети» будет передано под контроль «Облкоммунэнерго» и на каких условиях?

6. Связано ли проведение аукциона в конце года с тем, что с 01.01.2014 г. получатели бюджетных субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны будут соблюдать требования закона о контрактной системе (закон №44-ФЗ)?

7. Будут ли в ближайший год проведены аналогичные крупные конкурсы по другим территориям Свердловской области?

Портал 66.ru будет следить за развитием этой занятной истории, а вопросы обязательно отправим в приемную Николая Смирнова и в администрацию губернатора. Хоть и понимаем, что сейчас они, скорее, риторические.

Сергей Панин