Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»

4 декабря 2013, 12:51
интервью
Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»
Фото: Игорь Черепанов для 66.ru
Президент крупнейшего инвестхолдинга объяснил Порталу 66.ru, почему россияне не желают вкладывать в собственный рынок и предпочитают смотреть на западные рынки.

Уже лет десять все причастные к фондовому рынку живут ожиданием прорыва — вот сейчас что-то случится и люди понесут свои накопления к брокерам и в управляющие компании. Между тем уже несколько лет количество счетов на ММВБ и РТС находится на одном уровне, а число активных участников и вовсе снижается.

— У «Финама» порядка 14 тысяч клиентов регулярно торгуют на фондовом рынке. И вы при этом делите первое-второе место по обороту. Грустный показатель, говорящий о незначительности нашего рынка.
Сергей Лукьянов, гендиректор ИК «Финам»: — Действительно, 14 тысяч активно торгующих клиентов — очень грустный показатель. Для сравнения, год назад их было 20 тысяч, а два года назад — 25 тысяч.

— Получается, за два года число активно торгующих снизилось практически в два раза?
С.Л.: — Смотрите, активно торгующий клиент — это тот, который совершает хотя бы одну сделку в месяц. Когда рынок растет активно — люди начинают покупать скорей, чтобы поучаствовать в росте; когда рынок стагнирует, падает — люди грустят, естественно, меньше и меньше торгуют.

Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»

По словам Сергея Лукьянова, число активно торгующих на российском фондовом рынке клиентов за последние пару лет снизилось вдвое.

— Насколько критично такое снижение для вашего бизнеса?
С.Л.: — Сказать нет — несправедливо. Сказать да — тоже несправедливо. Дело в том, что брокер, как и биржа, не зарабатывает с комиссии, которую приносят брокеры. Они зарабатывают с активов, которые есть, которые они размещают. То же самое у брокеров. Точно такая же ситуация. Только у пяти крупнейших брокеров комиссионные доходы существенны, а другие зарабатывают на маржинальном кредитовании, сопутствующих услугах и так далее.

Владислав Кочетков, президент инвестхолдинга «Финам»: — Мелким значительно сложнее. Федеральные брокеры уже, наверное, года два не растут, свои доходы относительно зафиксировали и многие провели оптимизацию.

— У вас порядка 160 тыс. открытых клиентами счетов. Получается, что только лишь каждый десятый торгует хотя бы раз в месяц?
В.К.: — Просто есть долгосрочные инвесторы, которые могут совершать лишь одну или несколько сделок в год. В течение года 25–27% наших клиентов хотя бы раз в год совершают сделки, а у 70–75% есть в портфеле ценные бумаги.

— А как сильно на вашем бизнесе сказалось подобное снижение активности?
В.К.: — Обороты на бирже видны, они сокращаются. Все дело в том, что с 2010 года рынок, что называется, безыдейный, то есть с 2010 года рынок находится в боковике — и не растет, и не падает. Зарабатывать сложно. При этом американский рынок тестирует все новые максимумы, поэтому многие крупные клиенты переходят торговать на американские биржи.

Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»

Только пять федеральных брокеров зарабатывают на комиссиях, все остальные — на дополнительных услугах.

— Но ведь американский рынок, как мне кажется, не очень открыт для массовых клиентов в силу высоких комиссионных сборов, например. Станет ли через какое-то время обычной практикой торговля мелкими клиентами в Штатах?
В.К.: — Мы до конца года намерены запустить услугу доступа на американские биржи для клиентов с минимальным счетом всего в 30 тыс. рублей. И думаю, что это будет прорыв, поскольку порог вхождения низкий, будет русскоязычная поддержка и торговая система.

— А комиссии там какие?
В.К.: — Комиссии будут сопоставимы с текущими сборами на российском рынке.

— Как вы считаете, все-таки случится что-то, что торговать на рынке — это будет таким обычным делом? Как пойти в Сбербанк вклад открыть.
С.Л.: — Зависит от общей макроэкономической ситуации.
В.К.: — Нет, ну хочется верить, что это будет уже буквально завтра. Объективно ограничения какие? Первое — это финансовая грамотность. К примеру, в Татарстане в одну из пирамид люди вложили 40 млрд рублей! Люди поверили, что кто-то может гарантировать доходность на уровне 30% в месяц.

Второе — это отсутствие тренда. Когда рынок растет или падает — понятно, на чем можно заработать. Возьмем 2007–2008 год — у нас 60% новых открытий были по рекомендации: сосед Вася купил и заработал, рассказал соседу Мише, тот пришел, открыл счет. А сейчас, когда заработать сложно, рекомендаций нет.

Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»

Пока ставки по вкладам в банках находятся на высоком уровне, частные инвесторы на фондовый рынок не пойдут.

Третий момент — это уровень инфляции и ставки по депозитам. Нормальная доходность для фондового рынка, на мой взгляд, составляет процентов 20–22% в год. Когда человек может 12,5%, а то и 14% получить на депозите, без риска и со страхованием вклада, ему нет смысла нести деньги на фондовый рынок, где есть и налоги на доход, и риск значительно выше.

— При какой ставке вкладов люди будут смотреть уже в вашу сторону? Какая здесь цифра критическая?
С.Л.: — 8–9%.
В.К.: — Примерно на уровне инфляции плюс 1–2%. Как во всем мире ставки и строятся. Если вы понимаете, что, купив акции Сбербанка, Газпрома, вы получите 20–25%, то выгодней идти на фондовый рынок. Если же доходность сравнима, то проще пойти в Сбербанк и открыть депозит.

— Известно, что «Финам» также вкладывается в стартапы. Насколько активно вы занимаетесь этой темой?
В.К.: — Мы все-таки в меньшей степени инвесторы в стартапы, а в большей — венчурные инвесторы. Обычно речь идет о 5–10 млн долларов, но именно в те проекты, которые уже показали эффективность своей бизнес-модели. Хотя иногда готовы вложить и в стартапы до 300 тыс. долларов.

Влад Кочетков, «Финам»: «Фондовому рынку мешают высокие ставки по вкладам»

«Финам» пошел по весьма нетривиальному пути — открыл собственную брокерскую компанию в США. За счет этого не только существенно снизив издержки для российских инвесторов, но и начав привлекать местных клиентов.

— Вы в какие проекты верите?
В.К.: — Мы концентрируемся на нескольких сегментах. В частности, это интернет-реклама, прежде всего то, что связано с рекламой, а также социальные сети (знакомства). И третье направление — это финансовые сервисы в интернете. На Западе их называют «убийцы банков». «Пир ту пир» кредитование, в целом финансовые услуги через интернет.

— В среднем вы сколько вкладываете в проект?
В.К.: — Мы, как правило, находимся в диапазоне от 5 до 20 млн долларов на проект. Понятно, что все это индивидуально, и готовы больше, было несколько проектов, которые мы рассмотрели, в которые бы хотели вложить больше 100 млн долларов.

Фото: Игорь Черепанов для 66.ru