Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Авдей: «Amazon, eBay и Alibaba. Все наступают на Россию»

1 ноября 2013, 16:00
Алексей Авдей: «Amazon, eBay и Alibaba. Все наступают на Россию»
Фото: Игорь Черепанов для 66.ru
Руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» — о том, как мировые лидеры интернет-торговли будут порабощать российские регионы, что выгоднее всего продавать в Сети и почему «Маркет» не хочет быть полноценным магазином.

Рынок электронной коммерции в мире и в России сегодня живет по принципу «пятилетка за три года». А может быть, и за год. По крайней мере Алексей Авдей говорит, что в мире интернета все настолько скоротечно, что строить планы больше чем на один год просто не получается. И пока мы с вами возвращаемся с работы или забираем детей из садика, «Яндекс» превращается почти что в настоящий магазин. Теперь он торгует сам. А зарубежные монстры тем временем активно переориентируются на Россию. Как будем жить дальше, где покупать и выживет ли e96.ru?..

— Насколько серьезные у вас планы погрузиться в непоисковый мир?
— «Маркет» уже давно погружается в непоисковый мир. Мы не просто поиск по товарам, мы стараемся реализовать в интернете то, что обычно человек получает в офлайне. Касательно нашего нововведения. Если раньше мы давали магазинам только клики, то теперь мы предлагаем новую опцию — получать готовые заказы. Пользователь прямо на «Маркете» кладет товар в корзину, выбирает условия доставки и оформляет заказ. Важно, что это избавляет пользователя от необходимости регистрироваться и вводить данные для доставки во всех интернет-магазинах, где он заказывает, — достаточно один раз это сделать на «Маркете».

«Мы по-прежнему остаемся агрегатором, торговать своими товарами мы не планируем».

— Почему?
— Во-первых, потому что у нас другой бизнес. Во-вторых, мы не хотим конкурировать со своими же партнерами. Это не честно по отношению к ним и помешает нашим партнерским отношениям. Как раз за это критикуют WikiMart и Amazon, у которых есть свои товары и которых участники рынка воспринимают как конкурентов. Мы в эту сторону не пойдем.

— Вы будете заниматься логистикой? Курьерами, доставкой, складами?
— Своих складов и курьеров, как у крупных магазинов, или хабов во многих регионах России, у нас не будет. Мы все-таки интернет-компания. Сейчас мы нацелены выяснить, как мы можем помочь рынку своими технологиями. В чем мы благодаря своим технологиям и знаниям можем упростить логистику? Магазинам сейчас трудно доставлять по всей России, потому что грузоперевозчиков очень много и со всеми нужно договариваться, подключаться, взаимодействовать.

— Как это можно реализовать в таком случае?
— Есть, например, идея сделать агрегатор грузоперевозчиков, который позволит магазинам упростить доставку. Самостоятельно становиться «Почтой России» мы не хотим — это не наш бизнес. Что наш? Приведу простой пример. Мы запустили сервис «Яндекс.Такси». Очень популярный в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. При этом у нас нет собственного таксопарка. Но мы агрегируем данные и координируем таксистов, и диспетчерские очень довольны — они специально делают софт и всё хорошо у всех: пользователей, таксистов и «Яндекса».

«Даже сейчас, когда на «Яндексе» еще не оформляются заказы, многие говорят: «Я купил через «Яндекс». Иногда нам даже присылают жалобы на товары».

— Вы же понимаете, что несмотря на то, что товары чужие и магазины не ваши, в сознании человека покупка совершается у «Яндекса» и все репутационные риски несет именно бренд «Яндекса», а не сам магазин…
— У нас очень высокие требования к магазинам, мы их серьезно проверяем до подключения и следим за ними после. Все наши партнеры готовы отвечать за качество информации, за качество сервиса, работать строго по закону о защите прав потребителей. Поэтому нас это не пугает. Сейчас мы будем начинать с несколькими сотнями игроков, а дальше остальным покажем некую планку. Если вы хотите также получать заказы по низкой комиссии (а комиссия у нас всего 1%) — то пожалуйста, подключайтесь.

— Но говорят, что сейчас «Яндекс.Маркет» можно обмануть. То есть главное — ответить по телефону и устно подтвердить наличие. А там хоть гори все синим пламенем… И цены могут не соответствовать, и товара в наличии может не быть… Как вы будете отбирать надежные магазины, которые не подпортят вам репутацию?
— Текущие проверки действительно чаще всего проходят с помощью заказа через корзину или по телефону, к нашим специалистам не приезжает курьер с заказом. И, да, нас обмануть можно. Но надо же не ради нас стараться, а ради пользователей. Они реально заказывают, мы видим плохие отзывы и смотрим по нашей статистике. Если пользователь заходит на сайт и сразу же уходит обратно на «Яндекс.Маркет» — мы видим. Такие товары мы смотрим и начинаем проверять.

— А сами для проверки можете сделать заказ?
— Да, если мы чувствуем, что магазин начинает обманывать, но мы не можем поймать его простой проверкой по телефону — то заказываем товар прямо на конкретный адрес. И часто выясняется, что у таких магазинов потом или «курьер ломает ногу», или «товар был последний и его разбили»… Такие магазины мы нещадно выключаем из «Маркета».

Сейчас мы делаем систему автоматизации, которая позволяет пользователям при заказе через корзину сразу проверить наличие товара. А так как мы уже внедрены в процесс покупки более детально, можно отследить, какой процент отказов в том или ином магазине не выполняется. И нас уже не волнует, обманывал нас магазин, не обманывал или товар кончился. Мы просто выключаем проштрафившихся из программы. То есть ты либо работаешь с нами по правилам и доставляешь товар, либо мы прощаемся.

«Темпы роста у них в Америке начинают падать, потому что рынок уже насыщен. Пользователей больше не становится. У нас в России большие возможности в этом плане».

— Какие у вас мысли по поводу конкуренции с Amazon, eBay и другими ребятами, которые сейчас очень активно на российский рынок смотрят?
— Сейчас в России и вообще во всем мире меняется ландшафт электронной торговли. Появляются очень крупные игроки, которые увидели, что на их национальных рынках темпы роста падают, и начали смотреть, куда им идти дальше. Например, eBay, который является одним из крупнейших продавцов в США, выбрал Россию страной №1 для развития. Я был в Чикаго на конференции, где выступал их вице-президент. У него половина слайдов посвящена России. У них сильный фокус на нашу страну. То же самое — Amazon. И такие игроки будут развиваться здесь дальше.

— А Китай? Там же мощнейший игрок Alibaba…
— Да, я решил о них в завершение сказать. Восток сейчас — одно из самых важных направлений для электронной торговли. Очень интересно действует Alibaba. Это крупная китайская площадка, у которой нет своих товаров — это просто торговая площадка. Но их цифры ошеломляют. 35 млн заказов в сутки и $1 млрд оборота в сутки. И они очень быстро доставляют. Они создали новое подразделение — Aliexpress, это продажа китайских товаров за границу, в том числе и в Россию. Они способствовали тому, чтобы «Почта России» не отправляла товары через сортировочный центр Москвы…

— И это как раз история про Екатеринбург, где в Кольцово построили и 25 октября запустили такой центр…
— Совершенно верно. Они очень много делают, чтобы пользователи получали свои товары не за 60 дней, а намного быстрее. Эти ребята вообще не теряются. Буквально на днях была новость, что Alibaba покупает несколько компаний, связанных с e-commerce, в США, и хочет создать отдельную структуру для работы там, чтобы конкурировать с Amazon и eBay. Они берут и заходят на вражескую территорию.

Это приведет к тому, что со временем рынок у нас будет совершенно другой. Раньше было как… Где-то там далеко Китай, где-то тоже далеко Америка, а вот мы тут, в России, и у нас маленький российский «коммерс».

— Такое скоростное развитие будет продолжаться?
— Примерно через пять лет я вижу такую картину. Все будут легко и просто покупать за рубежом. Все интерфейсы крупнейших интернет-площадок будут переведены на русский язык. Люди не будут испытывать никаких проблем с покупкой за рубежом. И российскому e-commerce, например е96, будет очень тяжело — но он справится. Почему? Все-таки никогда посылка из Китая или из США не будет доставлена за сутки.


— Сейчас какие цифры по заграничным покупкам? Кто и что покупает? Ну, и холодильник со шкафом никто на той же Alibaba заказывать не будет. Смысла просто нет…
— Да, стиральную машину, комод, большой телевизор никто не будет везти из Америки, даже если там дешевле на 20–30%. И местные игроки реально могут сделать качественный сервис и побить по многим позициям мировых монстров. Сегодня уже треть интернет-покупателей хотя бы единожды за последние 12 месяцев покупала что-то в интернет-магазине за рубежом. Преимущественно это одежда, обувь, аксессуары и электроника. Все остальные категории составляют единицы процентов. Бытовую технику, конечно, тоже мало кто заказывает. И все эти цифры будут расти. О смерти российского e-commerce говорить еще рано, но тонуса наши западные и восточные коллеги и партнеры нам придадут порядком.

— Как сегодня выглядят цифры у интернет-магазинов? Сколько они продают?
— 10, 20 или 30 заказов в день — это средняя цифра по России. Это хорошо, но мало. Если у вас есть 50 заказов в день — вы уже вполне хороший магазин. По данным Data Insight, магазинов, у которых более 100 заказов в день, только пара тысяч. А магазинов, которые обрабатывают больше 1000 заказов в день, всего около сотни.

«Все говорят, что хотят открыть интернет-магазин, но мало кто знает, что продавать».

— Чем сегодня выгодно торговать в интернете?
— Это очень популярный вопрос. Подход простой: либо нужно продавать то, что действительно реально быстро заказать и привезти клиенту, либо то, что еще не покупают в интернете. Например, мы видим, что только сейчас в Сети начинается спрос на товары для дома, просто еще нет привычки покупать их в интернете. Ниша товаров для дома, ниша DIY, ниша детских товаров…

— Ну и в завершение. Комиссия за ваши услуги всего 1%. Это не мало?
— Мы надеемся, что сможем привлечь большое количество магазинов. Тогда мы запустим аукционную систему, и те магазины, которые хотят получать больше продаж, будут ставить большую комиссию за наши услуги. Но минимум в 1% никуда не денется.

Фото: Игорь Черепанов для 66.ru