Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»

15 октября 2013, 16:03
Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Директор по инфраструктуре уральского «МегаФона» в интервью Порталу 66.ru объяснил, зачем оператор стал вкладываться в 4G-сеть, когда покрытие станет повсеместным, а также назвал сроки освобождения нас от «мобильного рабства».

В начале октября «МегаФон» первым из сотовых операторов официально запустил сеть четвертого поколения в Екатеринбурге. За счет более раннего, чем у конкурентов по рынку, старта компания надеется переманить наиболее прогрессивных пользователей.

— Некоторые операторы с 2011 года говорят, что в связи четвертого поколения (4G) нет необходимости, потому что возможности 3G еще не исчерпаны, это ненужные инвестиции. «МегаФон» при этом поступает иначе — вы активно строите новые сети по всей стране, а теперь вот и до Екатеринбурга добрались. Как можно объяснить подобное поведение компании?
— Смотрите, объем потребления трафика в наших сетях растет сверхвысокими темпами — за последние три года в 12 раз. Надо понимать, что существующая инфраструктура имеет свое техническое ограничение. Причем дело не в том, что операторы не могут поставить больше базовых станций 2G и 3G — сами стандарты связи второго и третьего поколений не позволят получать более высокие скорости и удовлетворять растущие потребности пользователей. При этом абоненты, потребляющие наибольшие объемы трафика, сами переходят в сеть 4G, стоимость услуг ведь одинаковая, а им там гораздо комфортнее. Такой переход, безусловно, освобождает сеть 3G для пользователей, которым пока высокая скорость не так критична. Именно поэтому мы занимаемся развитием сетей 4G, в которых скорость уже сейчас составляет до 50 Мбит/с, а в ближайшем будущем и до 150 Мбит/с.

Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»

Потребление трафика растет валообразно — за три года он увеличился в 12 раз.

— То есть вы просто выведете в новую сеть «тяжелых» клиентов, которым нужны более высокие скорости для скачивания больших объемов?
— Да.

— По большому счету базовая станция — это некая уже финальная вещь. До нее прежде всего должно быть проложено оптоволокно (ВОЛС). И ширина этого канала должна быть достаточной для того, чтобы пропустить этот возрастающий трафик. Сегодня в Екатеринбурге сеть «МегаФона» готова к этому?
— В Екатеринбурге порядка 80% базовых станций «МегаФона» подключены по оптике. Остальные же пока просто подключать к ВОЛС нет смысла в силу того, что они удаленные. Мы применяем другие технические решения, позволяющие пропускать достаточные объемы трафика.

— Недавно я общался с одним бывшим руководителем сотового оператора. И он убеждал меня, что построить качественную сеть 4G в Екатеринбурге на тех частотах, которые сейчас есть (2500–2700), очень сложно. По его словам, одна базовая станция покрывает радиус, как правило, в 300–400 метров. Насколько сложно построить сеть в Екатеринбурге?
— Начнем с того, что в настоящий момент мы находимся на первом этапе развития 4G. Так же было и в случае с 3G, когда потребовалось время для создания значительной территории радиопокрытия и скорости передачи данных. Да, построение сети в крупном городе сопряжено с определенными сложностями. При этом важно отметить, что действительно для обеспечения сопоставимого с 3G покрытия операторам придется поставить больше базовых станций нового стандарта.

Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»

Переход активных качальщиков в сеть 4G позволит улучшить качество существующей сети.

— Насколько я понимаю, основной минус диапазона частот в 2500–2700 МГц — низкая проникающая способность. Эту проблему можно как-то решить?
— Законы физики обмануть нельзя, но можно увеличить плотность сот, так сказать, приблизить услугу к абоненту. Сейчас мы в первую очередь ставим базовые станции четвертого поколения там, где уже есть 3G. Это нам позволяет быстрее строить сеть. Но проникающая способность у 4G действительно ниже, поэтому на следующем этапе нам нужно будет ставить дополнительные станции, чтобы обеспечить качественную услугу там, где это сложно сделать на первом этапе.

— Но ведь «МегаФон» приобрел «Скартел», получив таким образом доступ к их частотам?
— Да, сейчас у «МегаФона» есть конкурентное преимущество — мы обладаем частотным спектром, который больше, чем у других операторов. Это позволит построить более качественную сеть, обеспечить большие скорости мобильного интернета.

— Сейчас вы говорите, что 4G-сетями покрыто 60–70% Екатеринбурга, но ведь не факт, что в этих точках будет одинаковое качество.
— Во всем, что связано с радиосвязью, присутствует некая доля вероятности. Есть факторы, которые влияют на распространение сигнала, например, вы находитесь внутри здания новой постройки из пенобетона или в сталинском доме с толстыми стенами. Понятно, что нынешняя карта покрытия сделана с учетом объездов и радиоизмерений out door (за пределами помещений, — прим. ред.). Как это происходит? У нас постоянно по городу перемещаются радиоизмерительные комплексы в такси: устройство размером в половину вашего рюкзака лежит в машине, и так как такси ездят практически везде, в течение недели мы получаем полный «слепок города», карту сети связи.

Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»

Пока устройств для 4G-сетей мало, но в ближайшем будущем их число кратно увеличится. Кстати, iPhone 5S умельцы уже перепрошивают под российский 4G.

— Как вы считаете, когда сеть 4G станет примерно того же качества, что сейчас 3G?
— Задача «МегаФона» — за оставшиеся месяцы 2013 и начало 2014 года построить сопоставимую сеть 4G по покрытию, качеству и всем остальным параметрам, но с большей в десятки раз скоростью мобильного интернета. Я думаю, что мы с этой задачей справимся.

— К новости о запуске четвертого поколения было очень много комментариев. Некоторые пользователи писали, что операторы еще не построили качественную сеть 3G, а уже берутся за 4G.
— Это связано с тем, что объем трафика в 3G сети вырос и, соответственно, ресурса сети операторов уже просто не всегда хватает. В настоящий момент самое время предлагать что-то новое, удовлетворяя растущие потребности абонентов. Варианта два: либо конкуренты заберут клиентов, либо оператор предложит решение, решит задачу с растущими объемами передачи данных. Соответственно, запуск 4G «МегаФоном» — это в том числе и улучшение качества сети 3G.

— Когда сеть 3G освободится и станет лучше?
— Тут все связано с тем, насколько активно абоненты будут выбирать 4G-устройства. Мы все делаем для этого, в частности предлагая гаджеты по весьма доступным ценам. К примеру, в Кирове благодаря запуску 4G мы сразу же на 15% снизили нагрузку на сеть 3G, предложив стандарт LTE тем абонентам, которым необходим тяжелый контент. У нас сейчас 15–20% абонентов-качальщиков генерируют 80% нагрузки на сеть.

— Вы сказали, что 80% базовых станций подключены к оптике. Но ведь ВОЛС у вас частично висит на столбах?
— На больную мозоль наступили.

— Что там сейчас происходит? Какой примерно процент проводов висит сейчас на столбах?
— Те, кто разбирается, легко могут увидеть, что на столбах висят лишь один-два связных кабеля, остальное — электрические, контактная сеть троллейбусов, трамваев и много всего другого. И вот в этих двух кабелях как раз и сосредоточен весь телеком города. С одной стороны мы за то, чтобы город был чистым, но не совсем такими методами, которые на первоначальном этапе были выбраны. Сейчас же позиция властей становится более конструктивной.

— В ближайшем будущем предлагается три альтернативы: канализация «Ростелекома (что, наверное, для вас не очень приемлемо, потому что это конкурент), компания «Горсеть» и какие-то ресурсы есть у «Мотива». Какой вариант для вас оптимален?
— Мы исходим из того, что в настоящий момент канализации, которая бы удовлетворяла потребности существующего подвеса, кроме как у «Ростелекома», нет ни у кого. То есть она является безальтернативной. Более того — технические возможности канализации «Ростелекома» ограничены.

Антон Щербаков: «МегаФон» стал строить 4G-сети, так как клиенты стали много качать»

«Мы готовы спускать нашу инфраструктуру в канализацию, но только в том случае, если будет альтернатива «Ростелекому».

— А с компанией «Горсеть», которая планирует построить канализацию с нуля и сдавать ее операторам, общались?
— Мы находимся в активном диалоге. Но у них пока только проект на бумаге. Как только появится какая-то реальная альтернатива, будет понятна ее цена для операторов, мы начнем проводить переговоры. Пока же мы им только сообщили наши технические потребности и где бы мы хотели видеть выходы из канализации для подключения наших объектов.

— В декабре избавите нас от «мобильного рабства»?
— Для успешного запуска услуги переносимости номеров необходимо в короткие сроки провести полноценное единое тестирование со всеми участниками рынка. На данном этапе также не урегулирована часть нормативно-правовых вопросов, на решение которых осталось не более шести недель. Не выбран и оператор базы переносимых номеров, а после этого для корректной работы услуги необходимо порядка трех-четырех месяцев. Более того, на наш взгляд, введение MNP накануне новогодних праздников, когда нагрузка на сеть значительно возрастает, может негативно сказаться на качестве предоставления ее для абонентов.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU