Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

14 октября 2013, 11:01
интервью
Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Владелец джаз-клуба EverJazz — о страшном концертном бизнесе, о новой собственной площадке, о снобизме чиновников, постыдной ошибке Мишарина и, конечно, о музыке.

Новая история Алексея Глазырина, которого многие знают как генерального директора группы компаний «Ньютон», началась четыре года назад. В эпоху финансовой нестабильности он выбрал, прямо скажем, не самый понятный и прогнозируемый бизнес. Джаз-клуб. Как говорит сам Глазырин, сначала был страх, что ничего не выйдет. А сегодня, спустя 48 месяцев непростой жизни и судьбы, EverJazz дает по 40 концертов в месяц, а на его сцене выступают мировые звезды джаза.

И это ли не повод для гордости за родной город? Уникальный для России формат профессионального джазового звучания не только выжил в непростые времена, но и наконец обрел собственную площадку. Подвал в стиле «гранж» на Тургенева, 22 — бывший цех советской типографии «Полиграфист», в которой печатали талоны на продукты. Вот там, буквально за 30 минут до концерта, я и побеседовал с Алексеем Глазыриным.

— Все четыре года существования EverJazz — это история скитаний и переездов. На этот раз, я надеюсь, вы окончательно перебрались?
— История закончилась обретением собственного дома. Это помещение в долгосрочной аренде и здесь ничего кроме клуба EverJazz находиться не будет. Сейчас мы работаем как концертная площадка, и я думаю, что до конца октября решим все формальные процедуры и сможем работать как заведение общепита и бар.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

«Мы пересмотрели очень много помещений в городе. Искали, куда мы сможем войти со своим немаленьким концертным залом. Здесь у нас теперь более 150 посадочных мест. И это существенно».

— Мне кажется, интерьер очень похож на питерский JFC?
— JFC, во-первых, очень маленький. И на самом деле мы ничего не копировали, но мы похожи на все джаз-клубы мира вместе взятые. Я очень переживал за вентиляцию. Смотрели сайты всех мировых джаз-клубов, но оказалась, эта проблема есть у всех. Вентиляционные трубы у некоторых идут даже прямо над сценой. Мы чистили этот кирпич, чтобы он дал какую-то брутальность. Мы создавали стиль «лофт».

— Много ли вы потеряли денег и сил в связи с длинной историей переездов?
— Я думаю, что мы вообще не потеряли ничего. Мы приобрели. Когда мы решили заниматься джазовыми концертами, уверенности в том, что из этого выйдет бизнес, не было. Вернее, она была, но было страшно. Люди не привыкли ходить на джазовые концерты, люди не привыкли ходить в джаз-клуб.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

«Для многих посещение клуба сродни какому-то пороку. Люди готовы ходить на джаз в филармонию, но в джаз-клуб — нет. Мы, мол, по кабакам не ходим… Нам своими концертами приходилось людей убеждать, что EverJazz не кабак».

— И что в итоге?
— За это непростое время мы приобрели огромный опыт проведения концертов. И то, что нам не приходилось заниматься обслуживанием, кухней и баром, высвобождало наши силы. Мой партнер Ирина Щетникова стала за это время первостатейным джазовым продюсером, и сегодня 70–80% зарубежных звезд, которые приезжают в Россию, выступают у нас.

— Кстати, график плотный?
— Мы, конечно, не дошли до совершенства нашей филармонии. Мы не выстраиваем афишу на два года вперед. Это же огромный труд: выяснение условий, построение туров, приемы музыкантов. Но на два месяца вперед у нас очень жестко выстроена афиша. А это, на секундочку, 45 концертов. Это на самом деле очень высокая планка, и вряд ли в Екатеринбурге есть культурно-зрелищные организации, которые такую планку вытягивают.

— То есть бизнес получился?
— Бизнес получился. И это факт. Неправильно говорить, что прибыль мне не важна; мне важно, чтобы бизнес приносил деньги, потому что это некая оценка нашего труда. Легко делать творчество на чужие средства. Но это не наш случай. Да и к тому же, несмотря на то, что я болею джазом, я изначально все-таки бизнесмен. EverJazz — это прибыльное предприятие. Но сказать, что оно дико прибыльное, я, конечно, не могу.

— У вас билеты стоят в среднем около 1000 рублей. Как считаете, это адекватная цена? Рынку? Кошелькам людей? Качеству?
— Екатеринбург не готов к повышению стоимости билета. У нас достаточно демократичная цена, если сравнивать с другими концертами. Это адекватные деньги. Можно ли поднимать выше? Спорный вопрос. Не хочется, чтобы стоимость билетов становилась порогом отсечения.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

«Люди платят за профессиональных музыкантов. За качественную музыку. Но мы не хотим через цену билета фильтровать и прогонять публику. Мы пошли по другому пути и расширили зал. На последней площадке у нас комфортно вмещалось 60–70 человек».

— Но ведь все относительно. Для кого-то, например, 10 тысяч — незначительная сумма. Можно в таком случае говорить, что удержанием цены вы пытаетесь приобщить к музыке большее количество людей?
— Мы развиваем музыкальную культуру Екатеринбурга. Наш бизнес не нефтяная скважина. Здесь невозможно воткнуть трубу, чтобы она сразу начала бить фонтаном нефти. Когда мы начинали, у нас было 100 человек в неделю на один концерт. Мы даем возможность слушать джаз. Мы растем и развиваемся вместе с джазовой публикой Екатеринбурга. Но развиваемся очень хорошими темпами.

— То есть люди приобщаются?
— За эти четыре года рок-слава Екатеринбурга еще больше ушла в прошлое, а в тусовке Екатеринбург стали называть джазовой столицей России. Но джаз ведь можно услышать не только у нас. Прекрасные концерты проходят в филармонии и в Театре эстрады. Да и наши музыканты стали безумно востребованы.

— Неся такую социально-просветительскую функцию, вы когда-нибудь хотели помощи от государства? Например, грантов от министерства культуры?
— Отличный вопрос. Мы пытались разговаривать с государственными органами на предмет поддержки. Для того чтобы джаз развивался, конечно, нужно вкладываться. Но не встретив в коридорах власти ничего кроме снобизма и чиновничьей холодности, я сказал себе: «До джаза нужно дорасти». Когда им это будет нужно, они сами придут и предложат помощь. Жизнь человеческая слишком коротка, чтобы тратить время на обивание чиновничьих порогов.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

«Предыдущий губернатор на каком-то приеме одному из приезжих джазовых музыкантов сказал: «Вот, как хорошо, что вы приезжаете. А то ведь у нас даже нет своего джаз-клуба в Екатеринбурге». И это не для меня было плохо. Это не делает губернатору чести, что он не знает, что происходит в городе. Потому что не заметить культурного учреждения… Невозможно. Хотя, конечно, Коляду вот до последнего времени не замечали».

— То есть в целом вы спокойно и самодостаточно существуете, «на свои»?
— Я стараюсь вообще по жизни держаться подальше от государственных кабинетов. Я не сторонник использования госбюджета. Это всегда хлопотно. Не надо ничего просить у чиновников. Это им надо развивать культуру. Когда министр культуры области сам сюда придет, вот тогда и будем тратить время на переговоры.

— Конкуренция в городе есть вообще? Если говорить о музыкальном бизнесе.
— Конкуренция есть. Мы ощущаем спады, когда в городе проходят какие-то значимые культурные события. Это непростой бизнес. Здесь приходится попотеть, чтобы человек пришел. Но надо не только предложить, но и удержать.

Алексей Глазырин: «Екатеринбург уже не столица рока. Теперь только джаз»

«Наш переезд, кстати, обусловлен еще и катастрофически низким уровнем обслуживания и сервиса в заведениях города. Я не понимаю, когда ты приходишь в дорогой ресторан и ждешь официанта час. Поэтому к себе в сервис мы старались забирать лучших».

— Скажу откровенно, я испытываю гордость за то, что в Екатеринбурге есть джаз-клуб. Это если не уникальное явление, то очень-очень редкое для России…
— В России практически нигде такого нет. Москва и Санкт-Петербург. В других городах все очень тяжело. И с перебоями. Есть джаз-клуб в Новосибирске. Есть джаз-клуб в Томске. И они тяжело живут. В Ярославле, правда, еще шикарный Дом джаза. Но он полностью на бюджетные средства существует.

— Последний вопрос, раз уж мы заговорили про города. Никогда не возникало мысли о создании франшизы EverJazz?
— Вы прямо ловите мысли. Мы сейчас очень много сотрудничаем с другими городами и фактически выступаем как продюсерский центр. Последнее время стали поступать предложения о партнерстве (именно о франшизе) в других городах. Я надеюсь, что из этого что-то получится. Пока в обсуждении два-три таких проекта. Я рассчитываю на то, что один, дай Бог, взлетит. Будем работать.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU