Спрос на драгоценности в регионе стабильно растет, и даже экономические потрясения на него не влияют: вечные ценности всегда остаются в цене. Производители ювелирных украшений задумываются о расширении не только розничной сети по продаже драгоценностей, но и производства. Так, ювелирный холдинг «РИНГО» в 2014 году в Екатеринбурге планирует открыть новую ювелирную фабрику, более того, в ближайшее время местные ювелиры планируют выйти на мировые рынки.
— Мы нацелены на развитие. Какой бы ни была экономическая конъюнктура, мы всегда движемся вперед. Новые производственные площади, фирменные салоны, бизнес-направления. Мы намерены открыть не менее 10 фирменных салонов по России, с нуля построим в Екатеринбурге новую ювелирную фабрику. Компания уже сейчас входит в топ-5 самых влиятельных игроков на рынке ювелирного дизайна России, а в планах на ближайшее будущее — выход на ювелирный рынок Европы, США и Японии.
Мы решили побывать на одном из старейших ювелирных производств на Урале. Здесь создают драгоценные произведения ювелирного искусства вот уже на протяжении 20 лет. Сегодня у «Ринго» одно из самых современных и оснащенных производств в стране, но кое-что осталось неизменным даже спустя несколько десятилетий.
Ювелирное украшение, как и много веков назад, рождается в голове художника. Именно по его эскизам впервые можно понять, каким будет облик будущего изделия. Дальше в дело вступают 3D-модельеры — они совсем новички в ювелирной отрасли. С помощью компьютерной программы эти специалисты прорабатывают объемную модель будущего изделия. В дальнейшем по этой объемной модели будет сделано настоящее изделие.
|
---|
Компьютерные технологии проникли и в ювелирное производство. Относительно недавно на фабриках появилась новая должность — 3D-модельер. |
После того как модель изделия готова в виртуальном виде, она отправляется в производство. Но большая партия сразу не делается, для начала нужно изготовить два пробных экземпляра, на профессиональном языке это называется сигнальная партия. Только после утверждения этих сигнальных образцов техническим советом компании изделие запускается в массовое производство.
С готового к тиражированию образца (а чаще — с отдельных частей изделия) в первую очередь снимают объемную модель в резине.
|
---|
Так выглядят самые первые заготовки для будущих изделий. Пронумерованные резиновые коробочки, каждая из которых позволяет сделать все детали украшения именно такими, какими задумал дизайнер. |
Чтобы сделать такую «резинку», мастер укладывает резину ровными пластинами в специальную форму, затем на эту «перину» кладет изделие и сверху все снова покрывает слоем резины. Заготовка укладывается под пресс и отправляется в печь. При температуре 170 градусов форма приобретает конечный вид. Потом мастеру остается только аккуратно разрезать форму и достать оттуда изделие.
|
---|
Резиновая форма после термической обработки идеально сохраняет все линии и изгибы. Как правило, одно изделие состоит из нескольких частей, для каждой из этих частей делается своя «резинка». |
Дальше в работу вступают специалисты по воску. Это практически ювелиры, только вот свои шедевры они делают не из драгоценных металлов, а из воска.
|
---|
Каждую резинку здесь заполняют воском. |
|
---|
Когда воск застывает, все детали аккуратно вынимают. В результате получается восковая модель будущего изделия. |
Несколько десятков восковых моделей напаиваются на один стержень.
|
---|
Получается вот такая нарядная елочка. Но жизнь ее недолговечна: в литейном цехе ее зальют форм-массой (это раствор, похожий на гипс) и отправят в печь, где воск окончательно выплавится и испарится. Зато останется форма, которую уже можно наполнять металлом. |
Эта технология остается неизменной на протяжении многих лет. Просто потому что до сих пор не придумали способа лучше, чтобы качественно вылить изделие в металле. «Меняется только техника, но не технология», — говорят литейщики и показывают новенький станок.
|
---|
Гипсовая заготовка отправляется вот в эту современную машину, где пустые полости под давлением заполняются металлом. В результате получается уже металлическая елочка. |
|
---|
Металлические заготовки в этот момент еще мало походят на изделия на витрине ювелирного салона. Все детали соберут воедино ювелиры, не один раз отполируют до блеска и украсят драгоценными камнями. |
Литейщик отстригает заготовки от металлического ствола и отправляет их на склад.
|
---|
Кладовщики комплектуют составные части изделий, чтобы выдать в работу ювелирам-монтажникам. |
С этого момента еще несобранному изделию присваивается свой уникальный номер (юник), по которому можно отследить жизнь изделия: какой монтажник его собирал, кто и когда закреплял камни, ставил пробу. Уникальный номер указывается и на бирке. Если вдруг из кольца выпал и потерялся камень, даже спустя несколько лет по этому номеру на фабрике смогут подобрать абсолютно идентичный камень.
А пока изделие еще не собрано. Следующий этап работы — за ювелирами-модельерами.
|
---|
Так выглядит рабочее место ювелира. Чего тут только нет: разномастные отвертки, большие плоскогубцы и миниатюрные пинцеты, микроскоп и бор-машинка. Но главный инструмент — это, конечно, руки ювелира. |
Ручной труд в ювелирной отрасли был и остается неизменным и самым важным звеном. Все новшества только технические, например, современные микроскопы с многократным увеличением. С таким прибором изделие можно разглядеть до мельчайших деталей — это позволяет избежать брака. Хотя за качеством тут и так тщательно следят.
|
---|
После каждой (!) операции, будь то закрепка камней или простая полировка, изделие отправляют на технический контроль. |
Работа непростая, но интересная, признаются сами ювелиры. Каждый день они принимают участие в создании произведения ювелирного искусства. «Многие выпускники 42-го училища, Архитектурной академии, Горного университета приходят к нам после учебы и остаются на долгие годы. В компании есть люди, которые работают по 5–10 лет, есть и те, кто трудится с самого основания компании. За это время они уже успели вырасти в должности и принести компании не одну награду на российских и международных ювелирных выставках», — отмечают в отделе по работе с персоналом.
|
---|
Самые талантливые ювелиры могут вырасти до модельеров. Это люди, которые делают только авторские, эксклюзивные украшения высокой сложности. Если вы когда-либо решите купить изделие, которое будет одно во всем мире, оно будет сделано руками этих людей. |
За кропотливый труд монтажникам и модельерам платят хорошие деньги. Назвать среднюю зарплату ювелира сложно, потому что многое зависит от квалификации. В «Ринго», например, ушли от системы, когда зарплата четко привязана к разряду монтажника, и фактически перешли к сдельной оплате труда: чем сложнее изделие, тем выше оценивается работа по его сборке. Соответственно, чем больше сложных изделий выпускает ювелир, тем больше он получает. И если заработок монтажника без опыта работы может начинаться от 20 тысяч рублей, то опытный специалит способен зарабатывать и по 100 тысяч в месяц. Прибавьте к этому еще и премии за победы на выставках: компания оценивает не только художника, который придумал победоносное украшение, но и мастера, который воплотил затею художника в жизнь.
|
---|
Сегодня, когда ювелирная компания планирует увеличить объем производста, в первую очередь возник спрос на золотые руки и светлые головы ювелиров-монтажников. Причем на работу готовы брать как опытных сотрудников ювелирных предприятий, так и выпускников, отличившихся на практике, нацеленных на качество и результат. |
Ассортимент екатеринбургской производственной площадки сложный — здесь рождаются коллекции для крупных ювелирных выставок и эксклюзивные украшения, а потому даже новички очень быстро профессионально растут под руководством опытных мастеров. К тому же, почти все операции по обработке металла монтажник делает сам, а потому быстро осваивает совершенно разные аспекты ювелирного мастерства.
|
---|
Монтажник практически все операции по обработке металла совершает собственноручно, ведет изделие от заготовки до готового украшения. |
Одна из немногих процедур, которые выделены в отдельный процесс, это закрепка камней.
|
---|
Закрепщик фиксирует изделие на специальной подставке, впаивая в мастику. |
|
---|
А потом под микроскопом закрепляет каждый камушек. Какие камни где должны располагаться, прописано в паспорте изделия. |
Работа эта физически сложная, поэтому так сложилось, что все закрепщики на производстве — мужчины. А вот на финишной полировке изделий, напротив, работают только представительницы прекрасной половины человечества.
|
---|
Полировщик полирует изделие, над которым работает ювелир, несколько раз. Но перед отправкой на склад готовое изделие еще раз доводится до идеального блеска с помощью вот таких механизмов. |
После финишной полировки все изделия вновь идут на технический контроль. Только если контролер дает добро, ювелирное украшение может отправиться на витрины.
|
---|
Но прежде — нужно все взвесить… |
|
---|
Опломбировать и упаковать. |
|
---|
А вот в таком небольшом кабинете хранится готовая продукция до отправки на витрины бриллиантовых ателье и ювелирных салонов или частному покупателю. В месяц производство выпускает порядка полутора тысяч изделий, и все они умещаются в нескольких коробочках. Как говорится, мал золотник, да дорог. |
|
---|
Теперь вы знаете, какой долгий путь проходят ювелирные изделия до того, как становятся вашим украшением. |
Фотографии: Дмитрий Горчаков; 66.RU