Раздел Бизнес
4 октября 2013, 13:41

Ценные кадры: кто и как создает произведения ювелирного искусства

Ценные кадры: кто и как создает произведения ювелирного искусства
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Уральские ювелирные компании планируют завоевать мировой рынок, а потому активно расширяют производство и ассортимент. Обещают даже открыть новую фабрику. Мы тем временем побывали на существующем производстве, одном из крупнейших в городе.

Спрос на драгоценности в регионе стабильно растет, и даже экономические потрясения на него не влияют: вечные ценности всегда остаются в цене. Производители ювелирных украшений задумываются о расширении не только розничной сети по продаже драгоценностей, но и производства. Так, ювелирный холдинг «РИНГО» в 2014 году в Екатеринбурге планирует открыть новую ювелирную фабрику, более того, в ближайшее время местные ювелиры планируют выйти на мировые рынки.

Андрей Ялунин, генеральный директор ювелирного холдинга «РИНГО»:

— Мы нацелены на развитие. Какой бы ни была экономическая конъюнктура, мы всегда движемся вперед. Новые производственные площади, фирменные салоны, бизнес-направления. Мы намерены открыть не менее 10 фирменных салонов по России, с нуля построим в Екатеринбурге новую ювелирную фабрику. Компания уже сейчас входит в топ-5 самых влиятельных игроков на рынке ювелирного дизайна России, а в планах на ближайшее будущее — выход на ювелирный рынок Европы, США и Японии.

Мы решили побывать на одном из старейших ювелирных производств на Урале. Здесь создают драгоценные произведения ювелирного искусства вот уже на протяжении 20 лет. Сегодня у «Ринго» одно из самых современных и оснащенных производств в стране, но кое-что осталось неизменным даже спустя несколько десятилетий.

Ювелирное украшение, как и много веков назад, рождается в голове художника. Именно по его эскизам впервые можно понять, каким будет облик будущего изделия. Дальше в дело вступают 3D-модельеры — они совсем новички в ювелирной отрасли. С помощью компьютерной программы эти специалисты прорабатывают объемную модель будущего изделия. В дальнейшем по этой объемной модели будет сделано настоящее изделие.

Компьютерные технологии проникли и в ювелирное производство. Относительно недавно на фабриках появилась новая должность — 3D-модельер.

После того как модель изделия готова в виртуальном виде, она отправляется в производство. Но большая партия сразу не делается, для начала нужно изготовить два пробных экземпляра, на профессиональном языке это называется сигнальная партия. Только после утверждения этих сигнальных образцов техническим советом компании изделие запускается в массовое производство.

С готового к тиражированию образца (а чаще — с отдельных частей изделия) в первую очередь снимают объемную модель в резине.

Так выглядят самые первые заготовки для будущих изделий. Пронумерованные резиновые коробочки, каждая из которых позволяет сделать все детали украшения именно такими, какими задумал дизайнер.

Чтобы сделать такую «резинку», мастер укладывает резину ровными пластинами в специальную форму, затем на эту «перину» кладет изделие и сверху все снова покрывает слоем резины. Заготовка укладывается под пресс и отправляется в печь. При температуре 170 градусов форма приобретает конечный вид. Потом мастеру остается только аккуратно разрезать форму и достать оттуда изделие.

Резиновая форма после термической обработки идеально сохраняет все линии и изгибы. Как правило, одно изделие состоит из нескольких частей, для каждой из этих частей делается своя «резинка».

Дальше в работу вступают специалисты по воску. Это практически ювелиры, только вот свои шедевры они делают не из драгоценных металлов, а из воска.

Каждую резинку здесь заполняют воском.

Когда воск застывает, все детали аккуратно вынимают. В результате получается восковая модель будущего изделия.

Несколько десятков восковых моделей напаиваются на один стержень.

Получается вот такая нарядная елочка. Но жизнь ее недолговечна: в литейном цехе ее зальют форм-массой (это раствор, похожий на гипс) и отправят в печь, где воск окончательно выплавится и испарится. Зато останется форма, которую уже можно наполнять металлом.

Эта технология остается неизменной на протяжении многих лет. Просто потому что до сих пор не придумали способа лучше, чтобы качественно вылить изделие в металле. «Меняется только техника, но не технология», — говорят литейщики и показывают новенький станок.

Гипсовая заготовка отправляется вот в эту современную машину, где пустые полости под давлением заполняются металлом. В результате получается уже металлическая елочка.

Металлические заготовки в этот момент еще мало походят на изделия на витрине ювелирного салона. Все детали соберут воедино ювелиры, не один раз отполируют до блеска и украсят драгоценными камнями.

Литейщик отстригает заготовки от металлического ствола и отправляет их на склад.

Кладовщики комплектуют составные части изделий, чтобы выдать в работу ювелирам-монтажникам.

С этого момента еще несобранному изделию присваивается свой уникальный номер (юник), по которому можно отследить жизнь изделия: какой монтажник его собирал, кто и когда закреплял камни, ставил пробу. Уникальный номер указывается и на бирке. Если вдруг из кольца выпал и потерялся камень, даже спустя несколько лет по этому номеру на фабрике смогут подобрать абсолютно идентичный камень.

А пока изделие еще не собрано. Следующий этап работы — за ювелирами-модельерами.

Так выглядит рабочее место ювелира. Чего тут только нет: разномастные отвертки, большие плоскогубцы и миниатюрные пинцеты, микроскоп и бор-машинка. Но главный инструмент — это, конечно, руки ювелира.

Ручной труд в ювелирной отрасли был и остается неизменным и самым важным звеном. Все новшества только технические, например, современные микроскопы с многократным увеличением. С таким прибором изделие можно разглядеть до мельчайших деталей — это позволяет избежать брака. Хотя за качеством тут и так тщательно следят.

После каждой (!) операции, будь то закрепка камней или простая полировка, изделие отправляют на технический контроль.

Работа непростая, но интересная, признаются сами ювелиры. Каждый день они принимают участие в создании произведения ювелирного искусства. «Многие выпускники 42-го училища, Архитектурной академии, Горного университета приходят к нам после учебы и остаются на долгие годы. В компании есть люди, которые работают по 5–10 лет, есть и те, кто трудится с самого основания компании. За это время они уже успели вырасти в должности и принести компании не одну награду на российских и международных ювелирных выставках», — отмечают в отделе по работе с персоналом.

Самые талантливые ювелиры могут вырасти до модельеров. Это люди, которые делают только авторские, эксклюзивные украшения высокой сложности. Если вы когда-либо решите купить изделие, которое будет одно во всем мире, оно будет сделано руками этих людей.

За кропотливый труд монтажникам и модельерам платят хорошие деньги. Назвать среднюю зарплату ювелира сложно, потому что многое зависит от квалификации. В «Ринго», например, ушли от системы, когда зарплата четко привязана к разряду монтажника, и фактически перешли к сдельной оплате труда: чем сложнее изделие, тем выше оценивается работа по его сборке. Соответственно, чем больше сложных изделий выпускает ювелир, тем больше он получает. И если заработок монтажника без опыта работы может начинаться от 20 тысяч рублей, то опытный специалит способен зарабатывать и по 100 тысяч в месяц. Прибавьте к этому еще и премии за победы на выставках: компания оценивает не только художника, который придумал победоносное украшение, но и мастера, который воплотил затею художника в жизнь.

Сегодня, когда ювелирная компания планирует увеличить объем производста, в первую очередь возник спрос на золотые руки и светлые головы ювелиров-монтажников. Причем на работу готовы брать как опытных сотрудников ювелирных предприятий, так и выпускников, отличившихся на практике, нацеленных на качество и результат.

Ассортимент екатеринбургской производственной площадки сложный — здесь рождаются коллекции для крупных ювелирных выставок и эксклюзивные украшения, а потому даже новички очень быстро профессионально растут под руководством опытных мастеров. К тому же, почти все операции по обработке металла монтажник делает сам, а потому быстро осваивает совершенно разные аспекты ювелирного мастерства.

Монтажник практически все операции по обработке металла совершает собственноручно, ведет изделие от заготовки до готового украшения.

Одна из немногих процедур, которые выделены в отдельный процесс, это закрепка камней.

Закрепщик фиксирует изделие на специальной подставке, впаивая в мастику.

А потом под микроскопом закрепляет каждый камушек. Какие камни где должны располагаться, прописано в паспорте изделия.

Работа эта физически сложная, поэтому так сложилось, что все закрепщики на производстве — мужчины. А вот на финишной полировке изделий, напротив, работают только представительницы прекрасной половины человечества.

Полировщик полирует изделие, над которым работает ювелир, несколько раз. Но перед отправкой на склад готовое изделие еще раз доводится до идеального блеска с помощью вот таких механизмов.

После финишной полировки все изделия вновь идут на технический контроль. Только если контролер дает добро, ювелирное украшение может отправиться на витрины.

Но прежде — нужно все взвесить…

Опломбировать и упаковать.

А вот в таком небольшом кабинете хранится готовая продукция до отправки на витрины бриллиантовых ателье и ювелирных салонов или частному покупателю. В месяц производство выпускает порядка полутора тысяч изделий, и все они умещаются в нескольких коробочках. Как говорится, мал золотник, да дорог.

Теперь вы знаете, какой долгий путь проходят ювелирные изделия до того, как становятся вашим украшением.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.