Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса: «Шо они делают в Сочи, скоро будут делать и тут»

10 июля 2013, 11:00
Изнанка бизнеса: «Шо они делают в Сочи, скоро будут делать и тут»
Фото: Скрин, кадр из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
Наш сегодняшний собеседник — уралец, пытавшийся войти со своим бизнесом в сочинские олимпийские стройки. Но — увы. Говорит, нет смысла ехать — скоро в Екатеринбурге будет твориться ровно то же самое.

Как всегда, в проекте «Изнанка бизнеса» — никаких имен, никаких названий и лиц. Полная анонимность. К сожалению, только она порой может гарантировать честное изложение реальных фактов.

Наш собеседник не стал ввязываться в историю с Олимпиадой, а потому не связан никакими «договоренностями о неразглашении». Он не только рассказал, что сейчас происходит в великой советской здравнице, но и показал, что ждет Екатеринбург, если уральскую столицу этой осенью выберут городом проведения «Экспо-2020».

Екатеринбуржцам уже знакома ситуация, когда власти играют на авантюризме. Так было во время строительства выставочного комплекса, где завтра откроют «Иннопром». Субподрядчики гнались за сроками под честное слово заказчика, а потом вынуждены были выбивать долги. В Сочи сейчас происходит то же самое. До Олимпиады осталось всего ничего, так что строительство олимпийских объектов — на финишной прямой. Не было бы этого авантюризма — ничего бы не двигалось вперед.

На «Иннопром» во время строительства приезжали областные чиновники и подбадривали рабочих: нам бы, мол, закончить в срок, а уж за нами не заржавеет. По такому же принципу действуют сейчас и в Сочи, только масштаб другой. Так же будет в Екатеринбурге во время подготовки к «Экспо-2020».

Во время строительства, как и на «Иннопроме», то и дело вскрываются ошибки проектировки, какие-то недоработки, новые потребности. А из бюджетов все уже давно выскочили. И на этом этапе подрядчикам говорят: можно вообще не получить денег, если остановиться. Рычагов для этого достаточно. Сегодня в Сочи это лучший способ всех тонизировать.

Подрядчики жестко экономят на своих работниках. В Сочи приезжают спецы очень высокого класса, эксперты в своих сферах. Живут по 5–10 мужиков в одной съемной квартире. Жилье подобрать там несложно, цены, уверяю, не запредельные — чуть дороже, чем у нас. Просто к концу стройки бюджеты у всех трещат по швам. Многие боятся вообще сработать в ноль. Представляете — на главном спортивном событии страны!

Проектирование велось в такой спешке, что не все чертежи сошлись. Так было на «Иннопроме», так сейчас в Сочи, так может быть во время реконструкции Центрального стадиона в Екатеринбурге.

Понятно, что такая многомесячная вахта накапливает раздражение у исполнителей. А раздраженный человек работает менее эффективно. Отсюда недовольство руководителей — они ведь являются буфером между своими исполнителями, своими рабочими и теми, кто наверху. А быть такой «прокладкой» — очень нелегкий труд, огромная психологическая нагрузка.

Самое удивительное, что недовольны и сами заказчики. Непродуманность проектов заставляет пускать дополнительное финансирование в строительство. Пилить уже нечего.

Неутвержденные сметы выливаются заказчику в необходимость вкладывать дополнительные ресурсы в строительство объектов.

Парадоксально, но при всем при этом Сочи превратился в социалистическую стройку, где очень ярко проявляется эффект синергии. Удивительно, как это работает, но в конечном итоге объекты получаются, а территория развивается, получая эти объекты.

Стройка такого масштаба — бедствие для народа. Не стоит никогда об этом забывать. Вскрытые дороги, нарушенные коммуникации, пыль и грязь. Плюс неожиданности, которые могут случиться в любой момент: отключение электричества или газа, плановые или неплановые. Эти риски неизбежны, но, мне кажется, Екатеринбург больше к ним готов, чем Сочи. Он менее провинциален, здесь лучше построен менеджмент администрации, определены мало-мальские перспективы — есть хотя бы стратегические планы.

Стройка такого масштаба — бедствие для народа

Построенные объекты вполне могут остаться памятниками бесхозяйственности. Вряд ли они будут востребованы. На это строительство тратятся огромные народные деньги, поднимается кипиш, власти предпринимают столько усилий, а в результате население оказывается у разбитого корыта, а авторитет власти падает. Риск того, что столько вновь созданного не будет востребовано в будущем, очень сильно настораживает.

Уже сейчас известно, что большинство сочинских объектов будет демонтировано. Хотя можно было бы их заполнить при желании. Я очень рекомендую побывать в Сочи в последующие месяцы, посмотреть, как там используется наследие Олимпиады-2014. Это очень интересно.

В Сочи очень туго с рабочей силой. Приходится привозить своих специалистов с собой.

«Авось» — вот ключевое слово для сочинских строек. И в значении «авось сойдет», и в значении «авось получится». Тут каждый выбирает сам.

Сочи испытывает кадровый голод. Найти персонал очень сложно, приходится привозить с собой. Бизнесмены, с которыми я общался, привозят специалистов из других регионов, вплоть до официантов в рестораны. Потому что местная официантка может утром позвонить управляющему и сказать, что сегодня не выйдет, потому что у нее голова мокрая. И она прекрасно знает, что ее не выгонят, потому что подыскать замену очень сложно. Так что процветают рестораны, владельцы которых привезли с собой команду.

Официантка может утром позвонить управляющему и сказать, что сегодня не выйдет, потому что у нее голова мокрая.

Работать у местных вообще не принято. Сочинский менталитет — это российский менталитет, помноженный на благополучие жемчужины под солнцем. Если у тебя есть клочок земли и дом, ты сдаешь его летом и живешь на эти деньги зимой. После того как появились Турции, Египты и Таиланды, люди поехали туда, и ты стал получать вдвое меньше, но все равно ничем больше не занимаешься. Максимум — это если ты съездил в Турцию, посмотрел и сделал у себя «как там».

В качестве иллюстраций использованы кадры из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» киностудии «Союзмультфильм».