Помните слоган крупной госкорпорации «Мечты сбываются»? Сбываются они не только в вышеупомянутой корпорации, но и в жизни обычных людей, зачастую благодаря работе. Мы решили проследить историю четырех заветных желаний, которые воплотились в жизнь. Героев сознательно выбирали из числа самых обыкновенных людей. Это не киноактеры, не чиновники и не топ-менеджеры крупных компаний, хотя, возможно, только пока. Вы можете встретить их в лифте собственного дома, на остановке трамвая или в магазине. Журналист и фотограф 66.ru просто отправились в один из торговых центров и расспросили четырех сотрудников зала. В нашем случае это работники «METRO Cash & Carry».
|
---|
Наши герои — обычные сотрудники торгового центра. |
Это сейчас Валерий Хабаров, руководитель направления «Радиотовары\Бытовая техника», по-хозяйски делает обход своих владений: проверяет каждую витрину, наставляет новичков. А еще несколько лет назад он и сам был точно таким же новичком — простым оператором торгового зала. Ни опыта работы, ни практических навыков и знаний тогда не было: пришел сюда сразу после техникума.
|
---|
«Смотрел тогда на своего начальника и думал: тоже стану начальником, это мне под силу», — вспоминает Валерий. |
Магазин неспециализированный и радиотовары и прочая техника — только часть большого ассортимента, поэтому многому приходилось учиться самому: запрашивать характеристики бытовой техники, а уж сколько инструкций перечитано — и вовсе не сосчитать.
Через год подал заявку на повышение до заместителя начальника отдела — успешно прошел центр развития и получил повышение. Еще через год претендовал уже на должность руководителя направления — и снова проверку прошел успешно, продвинулся еще на одну ступень по карьерной лестнице.
Вместе с повышением заметно выросла и зарплата: наш герой смог купить себе новую машину. «Но это не самое главное, — говорит он сам. — А главное в том, что здесь мне хочется работать и развиваться. Вот сейчас, например, учиться пошел в Уральский институт экономики, управления и права, потому что понимаю: без высшего образования дальше никуда».
|
---|
Вспоминая себя прежнего, четыре года назад, Валерий улыбается: «Молодой был, неопытный, а ведь решился и не побоялся ответственности». А сам тем временем уже задумывается о должности управляющего торговым залом и мечтает о том, чтобы построить собственный дом. |
Сусанна пришла на работу, будучи еще студенткой. Ситуация была очень похожа на первую нашу историю: никакого опыта в розничной торговле, да еще и сессии, и предстоящий диплом. Но при всем при этом — огромное желание иметь приличный и стабильный заработок, чтобы путешествовать по всему миру.
|
---|
Сусанна Кропачева сейчас работает экспертом в отделе «Косметика», а два с лишним года назад приходила на должность оператора торгового зала в кондитерском отделе, будучи еще студенткой пятого курса УрГЭУ. |
Отсутствие опыта, как оказалось, не помеха для карьерного роста. Через полтора года девушку повысили до старшего оператора. Тогда же в торговой сети запустили инструкторскую программу, и Сусанна стала одним из первых инструкторов по обучению. «Все то, чему сегодня мы обучаем за три дня, я сама узнавала полгода. Все, вплоть до профессиональных словечек, было в новинку. К примеру, большие ценники у нас называются «табелками», а тележка для палетов — «рохля», — вспоминает она.
Уже став наставником и учителем для других, она поняла, почему здесь с такой легкостью берут кандидатов без опыта в торговле: «Учить проще, чем переучивать. Мелкооптовая торговля очень отличается от розницы: оптовик забирает товар палетами и ему нужно быть уверенным, что он все продаст. Это не обычный покупатель, который может взять одну упаковку «на пробу».
|
---|
Чтобы научить чему-то новичков, нужно самому побывать в их шкуре и пройти путь с самой низшей ступени, считает Сусанна. Сейчас она, кстати, уже не учит новичков, а учит самих инструкторов, как помочь адаптироваться новым сотрудникам. |
Недавно она получила еще одно повышение — до должности эксперта. «Работать непросто, но интересно. Особенно нелегко приходится в праздники: если пережил Новый год — считай, все переживешь, — признается Сусанна. — Но старания оправдываются: за сверхурочные часы и обучение новичков платят премии. Да и вообще за два года зарплата раза в полтора-два выросла».
|
---|
Мечта о путешествиях становится явью: за два года в копилке впечатлений у Сусанны уже отпуск в четырех странах: Чехия, Италия, Греция и Маврикий. |
Наш следующий герой — Владимир Пургин — также начинал с простой должности оператора торгового зала: распаковывал товар, расставлял по полочкам, проверял сроки годности… В общем, мечта о собственной квартире тогда была просто мечтой. Накопить даже на первый взнос по ипотеке казалось невыполнимой задачей.
|
---|
От работы у прилавка до собственного жилья — путь неблизкий, но вполне реальный, доказывает своим примером Владимир. |
Прежде чем задуматься о карьерном росте, Владимир отработал рядовым сотрудником торгового зала 4,5 года. Только спустя этот значительный срок решился попробовать пойти дальше. Подал заявку на участие в центре развития вместе с 13 коллегами. После прохождения оценки неделю все кандидаты жили в ожидании окончательного решения: из 13 человек выбрать должны были только четверых.
«Обрадовался, когда узнал, что попал в эту счастливую четверку. Теперь я эксперт, а это фактически заместитель руководителя отдела: занимаюсь приемкой товара, обработкой накладных документов, налаживаю контакты с поставщиками. Отвечаю не только за себя, но и за свой коллектив. В моем отделе всего четыре сотрудника, но теперь я лично чувствую ответственность и за их работу, и за атмосферу в команде. И как раз человеческий фактор — это, наверное, самое сложное», — говорит Владимир.
|
---|
Получая повышение, сотрудники, как правило, меняют и отдел. Наш герой раньше работал с деликатесами и молочными продуктами, теперь отвечает за мясную продукцию. В должности эксперта приходится изучать много нового о продукции и вживаться в новый коллектив, уже в роли старшего. |
Теперь Владимир осваивается не только в новой должности, но и в новой квартире. Несбыточная когда-то мечта стала осуществляться.
«Стабильность стал ценить как никогда раньше. Квартиру купил свою, пусть в кредит, но все же своя. Могу не беспокоиться — знаю, что этот кредит и по плечу, и по карману. Знаете, как раньше бывало: устроишься на работу, а там с зарплатой тянут, да еще и выплатить могут не все, — вспоминает мой собеседник. — А тут я уверен: зарплата будет в срок. Что такое серая зарплата и аванс в конверте, я и вовсе забыл. Справка для банка нужна? Без проблем. Больничный, отпуск — тоже».
Марина на работе каждый день совершает своеобразное кругосветное путешествие: из Италии в Испанию, из Испании — во Францию, из Франции — в Чили. Девушка работает в самом необычном, пожалуй, отделе — винотеке. Еще более необычна ее профессия — кавист. Само это слово, происходящее от французского cave — погреб, подвал, еще непривычно для слуха обычного россиянина. Работа кависта во многом похожа на работу сомелье — знатока винодельческих традиций и эксперта по элитному алкоголю. Отличие в том, что сомелье работает в ресторане, а кавист — в магазине.
|
---|
Но если в ассортименте ресторана десятки вин, то в магазине их подчас бывает больше тысячи. Эта хрупкая девушка, например, держит в голове информацию о полутора миллионах разновидностей вин, которые есть на прилавках. |
Профессия настолько редкая, что крупные торговые компании, занимающиеся продажей алкогольной продукции, охотятся за ценными кадрами. Чаще же приходится растить специалистов самим. Марина, к примеру, когда пришла работать, даже и не задумывалась о том, что когда-то станет гордо носить имя «кавист».
|
---|
«Когда я была оператором торгового зала, очень любила наводить порядок в винотеке. С интересом разглядывала разные бутылки, узнавала про особенности вин из разных стран», — рассказывает девушка. |
Вскоре интерес к виноделию заметило руководство торгового центра и предложило попробовать себя в роли кависта. Но одного желания было мало.
Пока готовилась к вступлению в новую должность, Марина изучила от корки до корки весь «Винный атлас мира» — это книга, огромная, как советская энциклопедия. А после — отправилась на обучение в Москву. |
Вообще обучение профессии сомелье и кависта стоит от 400 до 2,5 тысяч евро, Марине обучение оплатил работодатель.
«Я только после обучения поняла всю прелесть сухих вин, научилась различать тончайшие оттенки вкуса и аромата: в одном вине — горсть спелых ягод, в другом — цветочный букет», — рассказывает девушка. На обучении в столице, впрочем, ее путь к редкой профессии не закончился — еще предстоит организовать винный клуб, наладить дегустации для представителей ресторанов и кафе, чтобы помогать им составлять винные карты, и научить рядовых сотрудников отдела.
|
---|
Почти у каждого вина — своя история, подчас захватывающая не менее, чем голливудский фильм. Вот, например, шампанское Moet Chandon, которое поставлялось и ко двору Наполеона Бонапарта, и к столу американского президента Томаса Джефферсона. Его предпочитают королева Елизавета и принц Монако. И даже Ватикан доверил официальную поставку для папского престола именно этого шампанского. |
«Мне нравится открывать покупателю этот мир — это как путешествие во времени и пространстве, и все это в пределах одной винотеки. Сейчас для меня это уже чуть больше, чем просто работа, — это тот интерес, которому я готова посвятить всю жизнь», — говорит Марина. А после, разговорившись, рассказывает о том, что именно здесь сбылась еще одна ее мечта — найти вторую половину, в буквальном смысле — в соседнем отделе. Но это уже совсем другая счастливая история…
Фотографии: Антон Буценко для 66.ru