Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Опять за свое: в Кольцово пассажиров могут обложить инвестиционной данью

5 марта 2013, 16:40
Опять за свое: в Кольцово пассажиров могут обложить инвестиционной данью
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
На этот раз собирать деньги с граждан предлагается централизованно и узаконенно. Авторы, Минтранс и ФАС, уже направили документ на рассмотрение в правительство. Портал 66.ru считает, сколько это будет «в граммах».

В ведомстве предлагается два варианта: взимать тариф в виде определенной твердой суммы платежей или же установить долю от доходов, полученных в результате использования инфраструктуры. Полученные деньги хотят использовать на развитие инфраструктуры аэрогаваней, а также московского авиаузла. Кольцово однажды уже был пионером по взиманию дополнительных средств с авиапассажиров. Около 4 лет назад. Каждая тонна топлива, каждый подвоз трапа и каждый бортовой обед были значительно дороже, чем во всех соседних субъектах.

Кстати, тогда из-за дополнительных сборов в свердловском аэропорту улететь, например, из Челябинска было намного дешевле. Многие так и делали. До тех пор, пока Федеральная антимонопольная служба не раскусила Кольцово и не постановила, что это нарушение закона. Эту самую «кольцовскую подать» в цехе между собой называли «инвестиционным сбором», на который в том числе и строили новую очередь Кольцово. И если тогда ФАС вступилась за авиакомпании и пассажиров, то теперь на федеральном уровне ведомство участвует в легализации подобных методов.

Ольга Наумова, председатель совета директоров авиакомпании «Авиакон Цитотранс»:

— Получается, что в ФАС «правая рука не знает, что делает левая». Здесь антимонопольщики участвуют в подготовке подобного проекта. Нужно понимать самое главное. Аэропорт — это чья-то собственность. На ней кто-то зарабатывает. И если этот тариф, этот дополнительный сбор будет одобрен и введен государством, это будет противоречить здравому смыслу. Потому что нельзя финансировать инвестиции компаний из обязательных, невозвратных каких-то платежей. Вообще, пока проекта нет, конечно, сложно это комментировать. Однако если описанные новации будут приняты, можно считать, что ящик Пандоры будет открыт.

Тариф, который начнут уплачивать и авиакомпании, будет определяться и регулироваться государством. В ведомстве добавили, что причина введения нового сбора объясняется необходимостью создания условий для привлечения инвестиций на развитие аэропортов, сообщают «Известия». Нужно добавить, что для «Уральских авиалиний» наш аэропорт является базовым, поэтому их это коснется в первую очередь. Однако в компании предпочли хранить молчание.

Представитель авиакомпании «Уральские авиалинии»:

— Мы предпочтем не комментировать вопрос до тех пор, пока окончательное решение по этим инициативам не будет принято. Пока же считаем комментарии преждевременными.

На рисунке ниже мы попытались высчитать, сколько же еще сможет вытащить из кармана рядового авиапассажира Минтранс своей инициативой. За основу мы взяли данные, предоставленные нашими экспертами в отношении аэропорта Кольцово до решения ФАС. С учетом того, что дело было 4 года назад, не забываем и про инфляцию.

Чтобы было проще понять, сколько это будет «в граммах», умножим показатель пассажиропотока за год на получившеся у нас 32 доллара.

Вот и получается, что, если бы подобный сбор существовал сейчас, то гипотетически за 2012 год Кольцово заработал бы на авиакомпаниях и пассажирах еще более 3,6 млрд рублей. Эти средства, судя по всему, и нужны для развития инфраструктуры. Но, как ни крути, аэропорт — это бизнес-модель, и развитая за счет невозвратных сборов инфраструктура потом приносит владельцам хорошую прибыль. Вспомните кофе за 250–300 рублей, минеральную воду за 150 рублей, лекарственные препараты втридорога. Аренда торговых залов, офисных помещений, платная парковка, упаковка багажа и пр. И это только знакомые большинству из нас услуги.

VIP-терминал аэропорта Кольцово. Обслуживание одного вылетающего — 10 000 рублей. Доставка от трапа до Екатеринбурга — 7 000 рублей/час. Есть в продаже и свадебный сертификат на услуги терминала с фотосессией — 20 000 рублей.

Фото: koltsovo.ru.

Не исключено, что новый сбор введут во всех аэропортах страны. Источник, близкий к ведомству, отметил, что авиакомпаниям могут разрешить включать расходы на новый тариф в стоимость билетов. На ближайшее время эксперты прогнозируют, что система, если и начнет работать, то пока в нескольких аэропортах. И здесь Екатеринбург вновь в тренде. Согласитесь, проще внедрить федеральную инициативу в бизнес, если этот бизнес — государственно-частное партнерство. Такое, как, например, аэропорт Кольцово, где контрольный пакет акций принадлежит ГК «Ренова», а блокирующий (34,56%) — Свердловской области в лице МУГИСО.