В управлении Роспотребнадзора по Свердловской области откликнулись на многочисленные обращения с жалобами на услугу «Настроение», которую предоставляет оператор «МегаФон». Суть претензий сводилась к следующему: при наборе номера, по которому абонент обычно запрашивает информацию о балансе, в результате ошибки в одной из цифр пользователи отправляли запрос на другой номер, который, как выяснялось впоследствии, принадлежит платной услуге «Настроение». За это с их счета списывались 35 рублей.
В ведомстве отмечают, что на официальном сайте «МегаФона» размещена полная информация о стоимости и порядке оказания услуги «Настроение», включая подробный перечень номеров. Вот только услуге «Настроение» принадлежит около квадриллиона номеров, в их числе — номера, схожие с тем, по которому абонент ОАО «МегаФон» получает информацию о состоянии своего лицевого счета (*100#). «Несложно понять, что вероятность заказа услуги «Настроение», в том числе вследствие ошибки, очень высока», — делают вывод в Роспотребнадзоре.
В итоге надзорный орган предложил оператору исключить схожие номера из перечня, а также дать своим клиентами возможность блокировать доступ к услуге «Настроение». Но «МегаФон» отказался делать это, а также уточнил, что абонент уже может заблокировать доступ к услуге в части заказов через SMS-сообщения.
Оштрафовать сотового оператора Роспотребнадзор не смог, но отметил, что «обращения граждан по предоставлению услуги «Настроение» ОАО «МегаФон» направлены для рассмотрения в Главное Управление МВД России по Свердловской области для оценки деятельности организации на наличие признаков состава уголовного преступления».
В «МегаФоне» перспективы уголовного преследования не комментируют. В пресс-службе подчеркивают, что в компании есть бесплатная услуга «Мобильный прайс», которая помогает проверить стоимость запроса перед отправкой, в том числе она будет полезной, если абонент сомневается в правильности набираемого номера.
Юристы, опрошенные Порталом 66.ru, убеждены, что никаких оснований для уголовного преследования нет.
Елена Матерухина, управляющий партнер юридической компании DE FENDO:
— Формально нарушений требований законодательства в действиях «МегаФона» нет, тем более нет оснований для уголовного преследования. В случае с нарушением прав конкретных абонентов и возмещением ущерба (35 р.) можно попытаться оспорить навязывание услуги, но ее стоимость очень мала для экономической целесообразности оспаривания. К тому же факт навязывания услуги при ошибке набора номера является оценочным.
Приходят только рекламные смс оттуда, где я сама оставляла свой телевон.
А отправлять смс на короткие номера нельзя, это давно известно) сначала можно позвонить оператору, узнать, сколько стоит отправка смс на этот номер - и все дела)
многие услуги операторов подключаются с помощью ussd, за подключение списывается n-ная сумма, но.. если вместо *100# набрать *102*10#xxx, то вопросы по-моему не к оператору должны быть, а к себе)
На это и расчет. Но лично когда я в билайне по ошибке нажала отправить вместо удалить, а потом предъявила претензию, мне деньги вернули. При чем назвали это как-то по-другому: дескать, вернуть не можем, но мы вам ДАРИМ такую же сумму. После этого я запретила все платные СМСки, и все ОК. Вот Мотив не вынуждает специально защищаться от его услуг!