Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Глава Роспотребнадзора: «Жалобы бизнесменов на конкурентов мы проверяем на месте»

За какие нарушения ведомство лишает права деятельности и какой максимальный штраф ждет предприятие, нарушившее санитарные нормы, — читайте в интервью Портала 66.ru с руководителем Роспотребнадзора Сергеем Кузьминым.

Ежегодно сотрудники регионального Роспотребнадзора проводят сотни проверок на предприятиях города и области. Среди них довольно много известных и пользующихся популярностью среди местного населения. Результаты проверок становятся общеизвестны, несколько раз перепечатываются в средствах массовой информации и вызывают широкий общественный резонанс. Для многих предпринимателей такой внеплановый визит сотрудников ведомства оборачивается не только штрафом, но и антирекламой в СМИ и, как следствие, большими денежными потерями.

Мы встретились с главой Роспотребнадзора по Свердловской области Сергеем Кузьминым и задали несколько важных вопросов: как сотрудники ведомства выбирают объект для проведения очередной внеплановой проверки? Можно ли отличить реальную жалобу от сфальсифицированной предприятием-конкурентом и сколько из поступивших за последнее время жалоб оказывались «пустышками».

— Как сотрудники Роспотребнадзора выбирают объект для внеплановой проверки?
— Все внеплановые проверки делятся на две категории. Первая — это внеплановая проверка по контролю предписаний. Она проводится в том случае, если раньше мы уже были на объекте. Вторая категория проверок связана с обращениями граждан. Также к нам часто поступают жалобы из различных госорганов, муниципальных образований, общественных организаций. Иногда поводом для проверки становится публикация в СМИ. Жалуются на нарушения требований санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей. В любом случае это не наша инициатива, а реагирование на ту информацию, которая к нам поступает.

— Сколько жалоб к вам поступило за прошлый год?
— В прошлом году мы обработали более 15 тысяч обращений граждан. Большинство из них поступило на горячую линию. Среди них очень много жалоб были не по нашей компетенции. Такие обращения мы перенаправляем в соответствующие организации. Но нагрузка у нас большая. Количество жалоб в 2011 году почти в 2 раза превысило количество обращений в 2010 году. Люди стали жаловаться в два раза чаще.

«Количество жалоб в 2011 году почти в 2 раза превысило количество обращений в 2010 году. Люди стали жаловаться в два раза чаще».

— На что люди больше всего жалуются?
— В подавляющем большинстве случаев (это более 60%) жалобы поступают на нарушения в сфере ЖКХ. Наших граждан больше всего беспокоит низкий уровень качества предоставляемых услуг, тарифы, расчеты за коммунальные услуги. Эти вопросы находятся у нас на особом учете.

— Если на одну и ту же организацию каждый месяц стабильно поступают жалобы от граждан, то вы все равно будете выходить с проверками?
— Получается, что так. Иногда мы объединяем поступающие к нам жалобы — в том случае, если они касаются одного периода. Допустим, если жильцы жалуются на то, что у них в течение недели нет горячей воды. В других случаях работаем по каждой жалобе отдельно, потому что мы должны реагировать на каждую жалобу. За неоднократные нарушения одних и тех же требований мы можем применять достаточно жесткие санкции по отношению к руководителям УК. И не только к ним. Это касается и руководителей в сфере торговли, общественного питания… В прошлом году по результатам проверок за неоднократные нарушения требований законодательства были дисквалифицированы четыре руководителя управляющих компаний.

«За неоднократные нарушения одних и тех же требований мы можем применять достаточно жесткие санкции по отношению к руководителям УК».

— Не стоит исключать вероятность того, что жалобы могут быть написаны по заказу компании-конкурента. В том числе и в СМИ появляются заказные материалы. Понятно, что, если ведомство отправится с проверкой на предприятие, то какие-то нарушения все равно будут обнаружены. Как отличить настоящие жалобы от сфальсифицированных?
— Я тоже не могу исключить этого. Мы имеем право отклонить жалобу, поступившую от юридического лица, если это не госорганы власти, не муниципальные, не общественные организации и не СМИ. Но есть перечень жалоб и материалов, на которые мы обязаны реагировать. Если одна какая-то компания написала иск на другую компанию, мы вправе его не рассматривать. Он не будет для нас являться основанием для проверок. Конечно, написать жалобу может и любой сотрудник этой компании как простой житель города. Здесь мы проверить достоверность сведений не можем — только на месте.

— А на каком еще основании вы можете отклонить жалобу?
— Есть фильтр прокуратуры. Прежде чем провести внеплановую проверку, мы получаем согласие прокуратуры, которая оценивает, в какой степени жалоба или доводы, приведенные в обращении, действительно представляют угрозу. И прокуратура очень часто… порядка 30% ходатайств о проверке по жалобам отклоняет. Не считает их обоснованными.

«Мы имеем право отклонить жалобу, поступившую от юридического лица, если это не госорганы власти, не муниципальные, не общественные организации и не СМИ».

— Сколько поступивших жалоб оказываются «пустышками»?
— Сегодня из всех жалоб, которые к нам поступают (по разным, естественно, направлениям), разная статистика. Но в среднем порядка 25% жалоб подтверждаются, а порядка 70% жалоб — это работа вхолостую. То есть наши специалисты выходят с проверкой и ничего не находят. Нет подтверждений тех фактов, которые были указаны в жалобе.

— За какие нарушения ведомство приостанавливает деятельность предприятия сразу? Например, если речь идет о предприятии общественного питания.
— Это делается в тех случаях, когда проверка выявляет серьезные нарушения санитарного законодательства. В случае неоднократных грубых, гнусных нарушений законодательства — ликвидация деятельности. Но если дело касается продуктов питания, то может применяться и конфискация, и арест имущества, и снятие продукции с реализации, приостановление деятельности предприятия.

«В случае неоднократных грубых, гнусных нарушений законодательства — ликвидация деятельности».

— Какой самый крупный штраф может наложить ведомство и на какое предприятие он был наложен (за последний год)?
— Штрафы за нарушения санитарного законодательства сейчас составляют от 10 до 20 тысяч рублей для юридических лиц. Многим предпринимателям проще и дешевле заплатить штраф, чем выполнить предписанные мероприятия, так как они требуют более существенных затрат. В прошлом году в Административный кодекс были внесены изменения по целому ряду статей. Теперь в некоторых случаях штраф может достигать 300 тысяч рублей. Думаю, что в этом году мы будем активно использовать изменения и налагать на предприятия максимальные штрафы.

— Вы сейчас не указали ни одного названия конкретного предприятия, но в пресс-релизах, публикуемых на сайте, все имена собственные четко указываются. Информация о нарушениях становится общедоступной, по репутации предприятия наносится большой удар…
— Это тоже очень хорошая мера. И самое главное — это наша обязанность. Мы должны освещать все результаты проверок на официальном сайте. Это делается не случайно. У нас есть даже отдельная страница, где публикуется информация по результатам проверок. Более того — практически постоянно мы даем аналитические информационные справки, составляем своего рода рейтинги по предприятиям, организациям, которые нарушают требования. Материалы касаются разных направлений деятельности: по питанию, по торговле, по организации детского отдыха… Сейчас мы готовим целую серию аналитических материалов, посвященных итогам 2011 года.