Раздел Бизнес
12 марта 2012, 16:00

Глава Роспотребнадзора: «Жалобы бизнесменов на конкурентов мы проверяем на месте»

За какие нарушения ведомство лишает права деятельности и какой максимальный штраф ждет предприятие, нарушившее санитарные нормы, — читайте в интервью Портала 66.ru с руководителем Роспотребнадзора Сергеем Кузьминым.

Ежегодно сотрудники регионального Роспотребнадзора проводят сотни проверок на предприятиях города и области. Среди них довольно много известных и пользующихся популярностью среди местного населения. Результаты проверок становятся общеизвестны, несколько раз перепечатываются в средствах массовой информации и вызывают широкий общественный резонанс. Для многих предпринимателей такой внеплановый визит сотрудников ведомства оборачивается не только штрафом, но и антирекламой в СМИ и, как следствие, большими денежными потерями.

Мы встретились с главой Роспотребнадзора по Свердловской области Сергеем Кузьминым и задали несколько важных вопросов: как сотрудники ведомства выбирают объект для проведения очередной внеплановой проверки? Можно ли отличить реальную жалобу от сфальсифицированной предприятием-конкурентом и сколько из поступивших за последнее время жалоб оказывались «пустышками».

— Как сотрудники Роспотребнадзора выбирают объект для внеплановой проверки?
— Все внеплановые проверки делятся на две категории. Первая — это внеплановая проверка по контролю предписаний. Она проводится в том случае, если раньше мы уже были на объекте. Вторая категория проверок связана с обращениями граждан. Также к нам часто поступают жалобы из различных госорганов, муниципальных образований, общественных организаций. Иногда поводом для проверки становится публикация в СМИ. Жалуются на нарушения требований санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей. В любом случае это не наша инициатива, а реагирование на ту информацию, которая к нам поступает.

— Сколько жалоб к вам поступило за прошлый год?
— В прошлом году мы обработали более 15 тысяч обращений граждан. Большинство из них поступило на горячую линию. Среди них очень много жалоб были не по нашей компетенции. Такие обращения мы перенаправляем в соответствующие организации. Но нагрузка у нас большая. Количество жалоб в 2011 году почти в 2 раза превысило количество обращений в 2010 году. Люди стали жаловаться в два раза чаще.

«Количество жалоб в 2011 году почти в 2 раза превысило количество обращений в 2010 году. Люди стали жаловаться в два раза чаще».

— На что люди больше всего жалуются?
— В подавляющем большинстве случаев (это более 60%) жалобы поступают на нарушения в сфере ЖКХ. Наших граждан больше всего беспокоит низкий уровень качества предоставляемых услуг, тарифы, расчеты за коммунальные услуги. Эти вопросы находятся у нас на особом учете.

— Если на одну и ту же организацию каждый месяц стабильно поступают жалобы от граждан, то вы все равно будете выходить с проверками?
— Получается, что так. Иногда мы объединяем поступающие к нам жалобы — в том случае, если они касаются одного периода. Допустим, если жильцы жалуются на то, что у них в течение недели нет горячей воды. В других случаях работаем по каждой жалобе отдельно, потому что мы должны реагировать на каждую жалобу. За неоднократные нарушения одних и тех же требований мы можем применять достаточно жесткие санкции по отношению к руководителям УК. И не только к ним. Это касается и руководителей в сфере торговли, общественного питания… В прошлом году по результатам проверок за неоднократные нарушения требований законодательства были дисквалифицированы четыре руководителя управляющих компаний.

«За неоднократные нарушения одних и тех же требований мы можем применять достаточно жесткие санкции по отношению к руководителям УК».

— Не стоит исключать вероятность того, что жалобы могут быть написаны по заказу компании-конкурента. В том числе и в СМИ появляются заказные материалы. Понятно, что, если ведомство отправится с проверкой на предприятие, то какие-то нарушения все равно будут обнаружены. Как отличить настоящие жалобы от сфальсифицированных?
— Я тоже не могу исключить этого. Мы имеем право отклонить жалобу, поступившую от юридического лица, если это не госорганы власти, не муниципальные, не общественные организации и не СМИ. Но есть перечень жалоб и материалов, на которые мы обязаны реагировать. Если одна какая-то компания написала иск на другую компанию, мы вправе его не рассматривать. Он не будет для нас являться основанием для проверок. Конечно, написать жалобу может и любой сотрудник этой компании как простой житель города. Здесь мы проверить достоверность сведений не можем — только на месте.

— А на каком еще основании вы можете отклонить жалобу?
— Есть фильтр прокуратуры. Прежде чем провести внеплановую проверку, мы получаем согласие прокуратуры, которая оценивает, в какой степени жалоба или доводы, приведенные в обращении, действительно представляют угрозу. И прокуратура очень часто… порядка 30% ходатайств о проверке по жалобам отклоняет. Не считает их обоснованными.

«Мы имеем право отклонить жалобу, поступившую от юридического лица, если это не госорганы власти, не муниципальные, не общественные организации и не СМИ».

— Сколько поступивших жалоб оказываются «пустышками»?
— Сегодня из всех жалоб, которые к нам поступают (по разным, естественно, направлениям), разная статистика. Но в среднем порядка 25% жалоб подтверждаются, а порядка 70% жалоб — это работа вхолостую. То есть наши специалисты выходят с проверкой и ничего не находят. Нет подтверждений тех фактов, которые были указаны в жалобе.

— За какие нарушения ведомство приостанавливает деятельность предприятия сразу? Например, если речь идет о предприятии общественного питания.
— Это делается в тех случаях, когда проверка выявляет серьезные нарушения санитарного законодательства. В случае неоднократных грубых, гнусных нарушений законодательства — ликвидация деятельности. Но если дело касается продуктов питания, то может применяться и конфискация, и арест имущества, и снятие продукции с реализации, приостановление деятельности предприятия.

«В случае неоднократных грубых, гнусных нарушений законодательства — ликвидация деятельности».

— Какой самый крупный штраф может наложить ведомство и на какое предприятие он был наложен (за последний год)?
— Штрафы за нарушения санитарного законодательства сейчас составляют от 10 до 20 тысяч рублей для юридических лиц. Многим предпринимателям проще и дешевле заплатить штраф, чем выполнить предписанные мероприятия, так как они требуют более существенных затрат. В прошлом году в Административный кодекс были внесены изменения по целому ряду статей. Теперь в некоторых случаях штраф может достигать 300 тысяч рублей. Думаю, что в этом году мы будем активно использовать изменения и налагать на предприятия максимальные штрафы.

— Вы сейчас не указали ни одного названия конкретного предприятия, но в пресс-релизах, публикуемых на сайте, все имена собственные четко указываются. Информация о нарушениях становится общедоступной, по репутации предприятия наносится большой удар…
— Это тоже очень хорошая мера. И самое главное — это наша обязанность. Мы должны освещать все результаты проверок на официальном сайте. Это делается не случайно. У нас есть даже отдельная страница, где публикуется информация по результатам проверок. Более того — практически постоянно мы даем аналитические информационные справки, составляем своего рода рейтинги по предприятиям, организациям, которые нарушают требования. Материалы касаются разных направлений деятельности: по питанию, по торговле, по организации детского отдыха… Сейчас мы готовим целую серию аналитических материалов, посвященных итогам 2011 года.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.