Раздел Бизнес
7 ноября 2011, 08:00

«3М» ждет свободной экономической зоны на Урале

Гендиректор «3М Россия» сомневается в развитии производства инновационных продуктов на Урале: для новых заводов нет экономической почвы, а потребность регионального рынка легко закрывается импортом.

Почему компания «3М» не планирует строительство заводов в «Титановой долине»? Насколько востребованы инновации в России и как использовать старые разработки для создания новых революционных продуктов? Обо всем этом в интервью порталу 66.ru рассказал генеральный директор «3М Россия» Реза Вацири.

Реза Вацири живет в России почти год. За это время он еще не успел овладеть в совершенстве русским языком, поэтому об инновациях на российском рынке мы говорили при помощи переводчика.

— Надо сказать, что я учу русский язык, но он очень тяжелый. Я свободно говорю по-немецки, по-французски, по-английски и немного даже по-итальянски, а русский язык дается с особым трудом, но через несколько лет, я обещаю, что смогу сам общаться.

— В России вы в основном занимаетесь импортом. Исключением является завод в Волоколамске, где компания производит продукцию из российских материалов. Почему вы не хотите открыть еще один завод в России, например, в Свердловской области, где есть свободная экономическая зона?
— На мой взгляд, свободная экономическая зона в «Титановой долине» пока не готова для строительства. В Екатеринбурге у нас есть свой филиал, а в конце 2015 года мы планируем открыть клиентский центр в Тюмени. Он будет ориентирован на нефтегазовую отрасль.У нас есть планы по заводам в России. В будущем мы планируем строительство в Ульяновской области и в свободной экономической зоне в республике Татарстан «Алабуга».

— Есть ли спрос на инновации в России, где, пожалуй, важнейший фактор — низкая цена продукта?
— С чего начинается инновация? Со строительства завода, затем — открытие лаборатории, и только после этого наступает период изобретения. В России мы только начали создавать свою лабораторию. Скажем, в Бразилии или Китае наши продукты очень востребованы, несмотря на то, что это развивающиеся рынки. Когда я ехал на встречу с вами, то видел, что в Екатеринбурге стоят знаки, сделанные из наших светоотражающих материалов. Все это является импортом. Материалы привозятся с заводов, расположенных в Германии и США, где мы производим световозвращающие пленки. У нас были попытки производить такие материалы в России, но все они пока неуспешны, хотя технология уже давно существует в разных странах, ими занимаются многие компании.

— Дорог в России становится все больше. Планируете ли вы продолжить попытки по развитию светоотражающих материалов у нас?
— Россия — огромная страна, но если мы говорим о протяженности дорог, то, например, маленькую Францию можно сравнить с Россией. Мы не включаем городскую дорожную сеть, а только межгородские дороги и дороги, пролегающие между регионами. Протяженность дорожной сети не так уж велика, поэтому ставить сюда «мейкер», машину, которая занимается производством световозвращающих материалов, просто не выгодно. В течение каких-то 3-4 месяцев она покроет всю потребность российского рынка — а затраты компании будут колоссальны. «3М» готова работать с российским рынком на этом поле, но покрывать его потребность за счет импорта.

Реза Вацири приехал в Екатеринбург на один день на открытие выставки «Город инноваций 3М».

— Какие продукты востребованы здесь?
— Антикоррозийные покрытия для нефтегаза, а также респираторы. Только в сентябре была запущена в производство новая серия респираторов, и они уже пользуются спросом в Уральском регионе. Например, респираторы V-Flex закупают предприятия «ЕВРАЗ», «РусАл», «ВСМПО», «ЧТПЗ», «УГМК». С осени этого года они поставляются на металлургические предприятия региона, такие как «Челябинский завод металлоконструкций», компания «Мечел», дочерние предприятия «Магнитогорского металлургического комбината». Есть и еще один продукт, он используется для огнетушения. Это газ Novec — он абсолютно безопасен для людей, для техники, окружающей среды. Мы поставляем его в ведущие российские музеи, архивы и центры обработки данных. Буквально месяц назад удалось заключить договор на его поставку в Российский международный олимпийский университет в Сочи.

— V-Flex — это ваша последняя разработка... Однако «3M» большинству людей известна по клейким бумажкам Post-it или скотчу, которые были придуманы 30 лет назад...
— Так и есть: старые продукты становятся тем стержнем, на который наращиваются новые разработки, базой для развития инновационных продуктов. Мы используем наши старые наработки для создания новых инновационных продуктов.

— Создав новый продукт, вы, сняв основную прибыль с рынка, оставляете его другим компаниям, которые его копируют. Эта стратегия до сих пор оправдана?
— Когда продукт морально устаревает, нам становится неинтересно работать на этом поле. Но мы верим, что, если ранее нам удалось создать хороший, качественный продукт, то потребитель обязательно оценит его по достоинству и вернется к нам снова. Мало кто знает, что мы поставляем материалы для всех сфер нашей жизни.

Реза Вацири: «Мы сделали в Екатеринбурге выставку, чтобы продемонстрировать компанию. Дать взгляд со всех сторон. Ведь в основном нас знают как поставщика одного из видов услуг: пленок, покрытий, электроматериалов или материалов для больницы».

— Ваш совет российским предпринимателям, которые пытаются выйти на инновационные рынки.

— Для развития инноваций необходимо создавать особый климат, в котором люди будут чувствовать себя способными что-то создавать, креативить. В нашей компании сотрудники, ученые, технические эксперты 15% своего времени могут посвящать работе над каким-то изобретением. Вы не можете диктовать инновации, но можете предсказывать. В конечном итоге новые разработки приходят по запросу клиента.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.