Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Виктор Долженко: Вложить 30 млн, чтобы получить миллиарды

27 октября 2011, 14:40
интервью
В интервью 66.ru замминистра инвестиций и развития объяснил, зачем областное правительство планирует потратить столь немалую сумму на разработку концепции развития индустриальных парков.

Министерство инвестиций и развития объявило конкурс на выполнение научно-исследовательских работ «Разработка комплексной программы и концепций создания и развития индустриальных парков Свердловской области». В документации говорится, что за 25-40 дней подрядная организация должна будет определить специализацию будущих парков, место для строительства, а также разработать подробную концепцию развития.

— У Свердловской области есть программа развития повышения инвестиционной привлекательности. В ней прописан целый ряд мероприятий. И один из пунктов — создание индустриального парка в два этапа: на первом — разработка концепции, на втором — работы по его созданию. И сделать это необходимо в этом году.

На срок объявления конкурса повлияла реорганизация и создание Министерства инвестиций и развития Свердловской области. Как только реформирование завершилось, и у нас появились официальные полномочия по организации конкурса — сразу опубликовали заявку. Именно поэтому мы перенесли работы по проектированию инженерной инфраструктуры будущего парка на следующий, на 2012 г.

Конкурс на создание концепции индустриального парка проводится в конце года из-за реорганизации министерства.

— Есть вопросы и по срокам. Насколько адекватны 40 дней объему работ, которые должен будет выполнить победитель?
— Во-первых, мы исходим из того, что аналогичные проекты выполнялись за схожие сроки. Понимаете, когда компания получает такой заказ, то она все свои ресурсы кидает на него.
Во-вторых, мы предусмотрели в условиях контракта обязательства исполнителя по доработке необходимых нам разделов в течение 6 месяцев после приемки данной работы. Таким образом, фактически мы еще полгода сможем дожимать консультантов, чтобы получить именно тот документ, который нам нужен.

— Хорошо, а стоимость заказа в 30 млн руб. насколько адекватна объему работ?
— Думаю, что надо начать с объяснения, зачем нам этот парк нужен. В Свердловской области есть программа социально-экономического развития. Согласно этой программе, к 2015 г. мы должны выйти на объем инвестиций в основной капитал в размере 500 млрд руб. В данный момент эта цифра около 250 млрд руб. Единственный способ достичь таких результатов — привлекать новых инвесторов. В европейской части России уже сформировались инвестиционные хабы — в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Калуге. По моему мнению, в дальнейшем компании станут строить производства на Урале и в Сибири, осваивая российский рынок. И наши соседи в Перми, Тюмени и Челябинске — наши прямые конкуренты за этих инвесторов.

— Получается, что за счет строительства парка вы собираетесь привлечь новых инвесторов?
— Именно. К нам регулярно обращаются бизнесмены, которые хотят построить в Свердловской области какое-то производство. При этом им нужны площадки не дальше, чем в 50 км от Екатеринбурга. И нам сейчас им нечего предложить.

Приведу пример одной из заявок. Одна компания готова построить у нас предприятие, на котором будет трудиться тысяча человек. Если бы у нас была готовая площадка на 10 га недалеко от ЕКАДа, то мы бы в течение месяца ударили по рукам уже. И они бы начали строить.

Без строительства индустриальных парков увеличить объем инвестиций в Свердловскую область не получится.

— А есть понимание, какая должна быть специализация у индустриальных парков?
— Есть, но пока больше на интуитивном уровне. Например, есть направление Екатеринбург — Челябинск. Думаю, что там должен быть парк, который закрывает направление товаров массового потребления. С другой стороны, на севере области есть леса, машиностроение. Именно поэтому в первом срезе концепции мы хотим увидеть, какие направления и где нам стоит развивать. А на втором — уже подробнейший план реализации этих проектов: от места расположения до модели, по которой стоит развивать эти парки.

— Но ведь у нас уже есть в области три индустриальных парка...
— Мне бы не очень хотелось говорить о конкретных парках, потому что они вроде бы есть, а резидентов и инвесторов в них нет. Например, один из них не готов продавать землю, а только сдает ее. Плюс к тому обязательно условие — создание совместного производства, так как их основная задача — рост собственного бизнеса. Именно поэтому пока там не слишком много успехов.

— С целями понятно. А что с ценой?
— Мы опирались на аналоги. Наш лот делится на две части. На первом этапе — разработка программы реализации проектов по созданию и развитию индустриальных парков в Свердловской области. Разработка такого документа стоит 8-10 млн рублей. На втором — разработка стратегии развития индустриального парка. Такие работы оцениваются в 20-22 млн рублей.
Также важно понимать, что данная работа позволит не только запустить какой-то отдельно взятый парк, но и даст возможность поставить на поток реализацию таких проектов. Впоследствии мы сможем тиражировать полученный опыт для создания парков во всей области.

В Министерство инвестиций и развития регулярно обращаются компании, готовые строить производства в Свердловской области, но пока им предложить нечего.

— Виктор, вы пришли в правительство из бизнеса, а значит, очень хорошо должны понимать, какой проект может окупиться, а какой — нет. Скажите, вот инвестирует область 85 млн рублей в индустриальные парки. Когда окупим и какую прибыль получим?
— Смотрите, сейчас у области, муниципалитетов и даже у частных компаний есть земельные участки, которые никак не вовлечены в оборот, в работу. С другой стороны, Свердловская область — один из востребованных у инвесторов регионов. У нас есть внутренний спрос, кадры, вузы, научно-исследовательская база, наследие и прочее. Но при этом, как и во всей стране, есть сложности с оформлением земельных участков и созданием на них объектов инфраструктуры. Так, например, представители крупнейшей мировой корпорации рассказывали нам, как в одном из регионов России они 5 лет согласовывали подключение к газовым сетям.

Если мы определим круг компаний, заинтересованных в нашем регионе, и сможем создать для них готовый продукт в виде сформированного земельного участка с подведенной инфраструктурой, то спрос будет.

Что касается окупаемости, смотрите: как показывает практика создания индустриальных парков в регионах России, после создания на земельном участке необходимой инфраструктуры его стоимость может вырасти от 5 до 20 раз. Для той же «Корпорации развития Урала» это понятный бизнес, который можно развивать и на кредитные ресурсы.

— То есть один из способов окупить парки — это непосредственная продажа земли?
— Конечно! Идеология именно такая. Например, мы определяемся, в каких районах земля будет интересна инвесторам. Привлекаем заемные средства, проводим к ней дороги, коммуникации. И передаем ее управляющей компании, которая имеет опыт реализации таких проектов. На следующем этапе распродаем землю, возвращаем кредиты и инвестируем в новый проект. Если все пойдет по плану, то уже к концу 2012 года может быть разработана проектная документация на обустройство первого парка. И уверен, что спрос будет хороший.

Надо понимать, что такие парки могут достаточно скоро появиться и в соседних регионах, поскольку инвестиции в создание не столь велики в сравнении с тем же областным бюджетом. Что сейчас происходит в Калуге и Ульяновске: они предоставляют компаниям землю, инфраструктуру и льготы, но плюс к этому вынуждены также выполнять вертикальную планировку площадок резидентов. Конкуренция может быть настолько жесткой, что экономическая эффективность будет стремиться к нулю.

— Получается, что надо максимально быстро успеть запустить парки, чтобы опередить соседей?
— Да, именно поэтому мы ставим достаточно жесткие сроки исполнения задания, чтобы успеть разработать модель реализации проекта в этом году. Если отложить на следующий, то проект затянется еще на долгое время. Кроме этого, хорошо проработанная концепция позволит нам быстрее найти профессиональную управляющую компанию, которая, во-первых, вложит собственные средства в создание инфраструктуры парка, а во-вторых, сможет быстро реализовать данный проект с учетом имеющегося у нее опыта. К тому же у нас есть опыт работы и развития особой экономической зоны «Титановая долина», а у соседей его нет.

— Есть ли понимание, какая компания должна выполнять заказ?
— На примере европейской части России видно, что по большей части в такие зоны заходят иностранцы, а не наши компании. Исходя из этого мы бы хотели, чтобы исполнителем была какая-то международная компания, которая хорошо знает потребности потенциальных инвесторов. Также это может быть крупная федеральная компания, которая имеет нужные контакты. Но, конечно, все определится непосредственно в ходе конкурса.

Виктор Долженко убежден, что индустриальные парки будут востребованы инвесторами.

— Насколько я понял, на первом этапе победитель должен будет выбрать земельные участки и их специализацию, а уже затем создать подробный проект. Насколько реально успеть всего за 40 дней?
— Ситуация будет следующая. Мы же понимаем, что компании, которые будут разрабатывать эту концепцию, не будут здесь летать на вертолете, фотографировать участки, а потом узнавать, кто их собственник. Уже сейчас в рамках министерства мы формируем комиссию, которая выберет наиболее интересные участки для дальнейшей проработки. Мы делаем запросы в муниципалитеты — около 20 участков уже имеем. Затем всю информацию об участках передадим победителю, который и должен будет проанализировать все варианты.

— А на какой из действующих в России индустриальных парков в большей степени ориентируетесь?
— На Калугу, конечно. У них же есть не только автомобильные заводы, но и, например, Samsung делает телевизоры, Nestle — шоколадки. Мы проводили предварительные консультации с московскими специалистами, и они в один голос говорили, что спрос на наш проект обязательно будет. Компании, которые построили заводы в европейской части, готовы двигаться на Урал.

— Представитель одного из автогигантов мне рассказывал, что они никогда не станут строить завод на Урале, так как его надо 9 месяцев в году отапливать...
— Отапливать... Ну, может быть. Но это упадническое настроение. Тогда нужно всем собираться и в Калугу уезжать. Я думаю, что у нас есть шанс побороться за внимание производителей и реализовать интересные проекты.