Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Иллюзия запрета

Колонка
13 ноября 2010, 13:40
Еще с начала перестроечных времен, с начала 90-х, я замечал у наших людей странную, иррациональную, даже наивную веру...

Веру в то, что какие-то реальные проблемы, экономические и любые другие, можно решить, просто приняв «хороший» закон. Сейчас этих иллюзий поменьше, но и в сознании наших депутатов, и в сознании российских политиков до сих сохраняется вера в то, что «вот мы сейчас примем хороший нормативный акт, напишем, как должно быть — и сразу оно так и будет».

Под видом этой иллюзии является «иллюзия запрета»: если есть что-то негативное, чего быть не должно, необходимо и достаточно законом запретить это — и негативное явление должно сразу исчезнуть.

Для чиновников вера в эту «иллюзию запрета» является, очевидно, удобной: запретить негативное явление проще, чем реально искоренить его, победив экономические и социальные причины негативного явления. А сам запрет идеально ложится в методику работы наших чиновников — имитация бурной деятельности: «Мы активно работали, вот запретили это негативное явление, больше его не будет».

Вспомнил я это все в связи с последними инициативами власти, связанными с пивным рынком. Конечно, этот рынок нужно рассматривать через призму постоянной и жесткой борьбы «пивного» лобби и лоббистов, представляющих интересы алкогольных (прежде всего водочных) компаний. Тем не менее, «иллюзия запрета» как метод работы в данном случае все равно показательна.

Во-первых, на прошлой неделе Государственная Дума РФ в первом чтении приняла поправки в закон о госрегулировании оборота алкоголя, смысл которых в том, что пиво крепостью более 5% должно быть приравнено к алкогольной продукции, соответственно, на него будут распространены все «водочные» запреты (в частности, запрет продажи в местах массового скопления людей, а также в киосках, ларьках, с лотков, на вокзалах, рынках, в аэропортах).

Естественно, эта «имитация бурной деятельности» подается как забота о благе народа, приводится угрожающая статистика «пивного алкоголизма», описывается, как российский народ спивается, непрерывно употребляя пиво... Соглашусь, что проблема массового употребления пива есть — но как государство предлагает ее решать? Просто запретив продавать пиво в определенных местах. Кроме того, что это лукавый подход, не решающий проблему по существу, это пример «иллюзии запрета» в чистом виде. Если что-то не нравится — явление надо просто запретить законом, и оно, конечно, сразу исчезнет.

Второй показательный пример — ограничение реализации алкоголя в ночное время. Опять есть внешне благая идея — борьба с алкоголизмом, уменьшение количества употребляемого людьми спиртного. Но какой метод борьбы с алкоголизмом (комплексным социально-психологическим явлением, замечу) предлагается. Да просто запретить продажу алкоголя с 23 часов вечера до 8 утра! Обоснование нужности этой меры до невозможности наивно: алкоголем злоупотребляют не только асоциальные люди, но и вполне добропорядочные граждане, которые устраивают вечеринки, и когда в определенный момент алкоголь заканчивается, они идут за добавкой. Теперь «бежать некуда», и это позволит снизить уровень злоупотребления алкоголем. Почему-то авторам не приходит в голову, что эти «добропорядочные граждане», приобретая алкоголь для своей «вечеринки», просто купят его больше, чтобы хватило до утра... Также авторы этой инициативы почему-то не думают, что эти «добропорядочные граждане», допив свой алкоголь дома, просто пойдут в ближайшее кафе-ресторан, в которых алкоголь продается всю ночь. В конечном счете, как будто мы не в России живем, даже мысли не допускается, что наличие любых прямых запретов на алкоголь порождает соответствующее предложение на черном рынке, подпольно.

Эта инициатива, активно поддерживаемая чиновниками, также является «имитацией бурной деятельности по борьбе...» и так же, как любая «иллюзия запрета» — не работает. Нельзя победить социально-экономическое явление простым юридическим запретом. Это иллюзия, и иллюзия чрезвычайно вредная.