В Госдуму внесен законопроект, предлагающий создать специальный резерв вознаграждений авторов, исполнителей, изготовителей за свободное воспроизведение их фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с использованием услуг связи.
Как это по-русски. Все сотовые операторы и провайдеры ежеквартально будут отчислять по 2% выручки, скорее всего, Российскому союзу правообладателей товарища Никиты Михалкова. Полный ахтунг. Получается, пиратов победить не удалось (с контрабандой дисков более-менее управились, но тут — вот оказия! — начал активно развиваться Интернет). Негоже провайдерам и сотовикам жировать. Надо делиться с обиженными и угнетаемыми авторами, которые, бедняги, только концертами и зарабатывают.
На ум сразу приходит две аналогии (может, слишком грубые, но все-таки). Первая — газо- или нефтепровод. За то, что из него воруют топливо, владелец трубы должен отчислять Газпрому 2% выручки. Вторая — представьте, Билл Гейтс будет требовать от каждой страны, где распространяется Windows, по 2% от всего объема продаж софта или еще лучше — по 2% от ВВП, чего уж мелочиться.
Закон слаб со всех сторон. Во-первых, скачивание пиратских копий и их размещение — это вопрос исключительно правообладателя и пирата, но никак не провайдера. Во-вторых, почему 2% от всей выручки? Депутаты и сами решить не могут. Действительно, почему? Среди авторов законопроекта даже в этом вопросе нет согласия. Некоторые его инициаторы заявляют, что 2% будут отсчитывать от доходов за услуги связи при воспроизведении аудио- и видеопродукции. Хотел бы я посмотреть на методику извлечения такого трафика и вычисления выручки, которую он принес.
Можно еще и еще пинать этот закон. Но главное, представьте, что будет, если его протолкнут. Рынок мобильной связи России — 20 млрд долларов, рынок широкополосного доступа в Интернет — около 70 млрд рублей. В руки Михалкова или в любой другой распилочный фонд попадут 450 млн долларов в год. Вот пьянка-то будет.
А почему бы не пойти дальше? Давайте брать по 2% выручки от производителей компьютеров, на которых слушается эта великая русская музыка. Или еще лучше — 2% от выручки энергетиков. Ведь они, негодяи, способствуют распространению пиратской продукции.
Не понятно одно. Законодатели уверовали в то, что наложение оброка заставит провайдеров самостоятельно уничтожить все пиратские сайты? Я не понимаю высокой цели (кроме распила, но не должно же быть все так грустно). А вы?
P.S.: А еще Российское авторское общество (РАО) планирует собирать по 1% с кажого проданного носителя. Аналогию? Вы купили шкаф для книг и должны один процент перечислить РАО, на нем же будет стоять книга — результат интеллектуального труда.
Я не психоаналитик, но в РАО у кого-то явно прохудилась крыша. Я до сих пор не могу забыть, как в 2009 году эта организация подала иск к организаторам концерта DeeP Purple в Ростове-на-Дону на 450 тысяч рублей. Претензия заключалась в том, что группа (пусть не в полном составе) исполняла свои же песни.