Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Лондон. Часть III

Колонка
13 мая 2010, 18:06
Продолжаем повествование о путешествии в Великобританию. С картинками.

Метро

Попробовал проехать на метро. Запутано. Станции маленькие. Вагоны узкие, будто «газелей» нарезали в ряд.

Ничего, ничего. Позже время показало, что метро в Лондоне — это наше всё. На такси не наездишься, с их ₤2.20 только за посадку. Днем везде пробки. Стоишь, счетчик крутится. Рассчитываться с таксистом лучше, выйдя из кэба на улицу, через окошко. А то и вообще сигануть через парадное.



Стандартная поездка на метро обойдется в ₤1.80. Платишь, по сути, выходя из метро. На входе только регистрируешь зону посадки. В метро 9 зон. Чем дальше едешь, тем дороже. Выгодно покупать не тикетс, а пополняемую карту Oyster (картой можно расплачиваться за метро, автобус, кораблик; получается выгоднее, чем приобретать билет, процентов на 10). Закинул на неё фунтов 20 и пилишь, куда надо.

В метро люди, прочитав газету, кладут ее на подоконник вагона. Зайдет другой пассажир, почитает и также сложит у окна. То ли вежливые, то ли бумагу экономят.

Поехал. На метро до Купола Тысячелетия (сейчас арена О2, здесь пройдут соревнования Олимпийских игр 2012 года). В конце недели там, кстати, поет Уитни Хьюстон, а на корте проходит английский вариант «звезды на льду».

Сразу за ареной — причал. Билет 6 фунтов и можно плавать весь день, периодически вываливаясь на берег с целью прогулки.



Доплыл до Гринвича (в сухом доке стоит укрытый, в ремонтных лесах, последний в мире чайный клипер «Катти Сарк», эти быстроходные суда ходили между Англией и Китаем возили чай), поднялся от реки до королевской обсерватории, где стоит стальной нулевой Гринвичский меридиан (именно его было предложено принять в 1884 году на Международной меридианной конференции за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре). Если, поднявшись к обсерватории, обернуться, то открывается красивая панорама города. Вокруг обсерватории парк с кучей белок, птиц и студентов (вокруг кампусы университетов), они выпрашивают орешки, ходят, ездят на велосипедах.



Прогулявшись по парку, спешим к причалу. Рядом с ним стоит небольшая башенка, я принял ее за информационную службу, и начал спускаться вниз. Лестница круто, винтом уходит на большую глубину.



Дальше начинается известный гринвичский туннель под Темзой протяженностью 370 метров (ширина туннеля всего три метра в диаметре, хорошая закалка для человека, испытывающего дискомфорт в замкнутых помещениях).



Подошел кораблик к причалу (ходят каждые 10 минут), и я поплыл дальше, под мост Тауэр, который застрахован в компании Lloyd не как мост, сооружение, а... как судно.

Доплыл до колеса обозрения London Eye, перешёл мост до Big Ben, поймал такси и — поехал ужинать в McDonald`s у гостиницы, потому что денег за день я спустил как-то неприлично много.



Купил тур на экскурсионном автобусе. ₤20. Билет действителен сутки. Можно выходить на остановках, погулять и сесть в следующий автобус этой же компании — автобус каждые 10 минут новый подходит. Круг по городу — 2 часа 10 минут. Проехал. Экскурсовод с гордостью рассказывает, как даже во время бомбежки Лондона самый большой магазин игрушек HAMLEYS не закрывался ни на минуту. Сотрудники надевали каски и искали нужную малышу игрушку. Вспомнился наш блокадный Ленинград. Какие игрушки?! Наши дети смотрят их фильмы про войну, еще несколько поколений — и у нас в стране будут считать, что Вторую мировую выиграли англичане и американцы.

На следующий день решил доехать до Трафальгарской площади на том самом автобусе. Благо, билет был еще действителен до 10.37 утра. В 10.30 в автобус зашел контролер, проверил билет и сказал, что мне нужно выходить сейчас, так как билет будет действовать еще 7 минут, и я не успею доехать до следующей остановки. Педанты, блин.

Город

Даже центральные улицы очень узкие: местами две машины с трудом разъезжаются. Что говорить про улицы, находящиеся в стороне от центра? Если едет полиция или скорая, то весь транспорт, заслышав сирену, прижимается к обочине и встает, пропуская машины. Много медиков «скорой помощи» на мотоциклах. Они проедут там, где машина будет стоять.

Кстати, если слышны сирены (реанимация, полиция), все машины: автобусы, велосипедисты (которых, кстати, очень много) останавливаются, — и пропускают службы.

Тротуары в центре не огорожены от проезжей части и тоже не особенно широки. Мы смотрим налево, подходя к дороге, они — направо. И правильно делают! Я тоже стал смотреть вправо после того, как чуть не был сбит автобусом. По привычке смотрю налево, поднимаю ногу и на автомате поворачиваю голову направо: в десяти сантиметрах от меня проносится стеной двухэтажный автобус. Пошел пить кофе — руки дрожали.

В городе очень дорогая парковка. Ходят многочисленные парковщики в синей униформе — и выписывают штрафы. Нередко можно увидеть человека в дорогом костюме и туфлях, который куда-то спешит на велосипеде. Это может быть как обычный клерк, так и высокооплачиваемый сотрудник фирмы, который не хочет стоять в пробке или платить за парковку. Для велосипедов везде стоят парковочные трубы, к которым пристегивают средство передвижения, когда их хозяева уходят. Идешь вдоль дорожной решетки, а она вся в велосипедах.



От гостиницы пешком дошел до Big Ben. Поверьте, это много. Ноги гудели как трансформаторная будка.



Перешел по мосту на другой берег и, минуя акванариум (сюда я вернусь позже — а вы не повторяйте мою ошибку: акванариум похож на фальшивые елочные игрушки, блестеть — блестят, но радости от них никакой), пошел занимать очередь на колесо обозрения London Eye. Рядом с очередью зазывалы приглашают на бесплатную 4D экскурсию колеса.

4D — это небольшой зал амфитеатром. Люди стоят полукругом к экрану. Надевают стерео очки и тут же на тебя начинает дуть ветер, летят брызги, крики чаек слева-сзади-сверху. А когда девочка на экране надувает мыльные пузыри, то вся комната наполняется ими, вылетающими откуда-то из под потолка.

Дети радостно верещат, а взрослые протягивают руки, чтобы потрогать. Сходите, это здорово.

Сам Глаз Лондона, установленный в 2000-м году, похож на колесо от старого мопеда «Рига» (застали такой?) с 45-этажный дом. На ободе тридцать две кабины-капсулы, что символизирует 32 пригорода города. Одна из них в этот день отдыхала, плавая на плоту, напоминая тунеядца у заводской проходной. Кабина, рассчитанная на 25 человек, совершает полный оборот примерно за полчаса.

Взял билеты (взрослые — 17.88 фунтов (804 рубля), дети (4-15 лет) — 9.50), пошел к подножью колеса и встал в хвост очереди. Тут пришлось постоять подольше, минут 40. На входе просят предъявить к досмотру сумки. Колесо не останавливается, чтобы высадить/взять пассажиров-зрителей. На нижней площадке двери капсулы открываются, и сотрудники просят быстро-быстро выходить. Затем заходят два человека из службы охраны, осматривают с помощью зеркала на длинной палке единственную скамейку, и приглашают внутрь посетителей, идущих гуськом за плывущей вдоль перрона кабиной. Заходим. Двери закрываются. Поплыли вверх.

Вид с высоты 135-ти метров на город открывается потрясающий. Лучше подгадать время и придти сюда на закате. Точно не пожалеете!

Каждое утро бежал к окну: есть ли смог? Оказалось, что смога в Британии нет уже много лет. Примерно с 1952-го года, когда случился «Великий смог», в то время из-за холодной погоды жители стали использовать намного больше угля, чем обычно. В результате, смог достиг такой концентрации, что мешал движению транспорта и стал причиной смерти тысячи человек. Правительством был принят ряд мер по уменьшению использования угля для обогрева, и теперь лондонский смог стал легендой.

Будете в Лондоне — обязательно посетите China Town.

Тут я съел самую удивительно вкусную в своей жизни утку по-пекински. Половинка утки стоит ₤18.90, а ₤36.90 целая. В ресторане было много китайцев, что, как я думаю, хороший знак.



Так понравилась еда, что на следующий день вернулся и пообедал там вновь. Маленькие китайцы раскланиваются и дают в дорогу какие-то то ли чипсы, то ли хлебцы. Дети в восторге. Пошли кормить чипсами уток в парк. Утки тоже в восторге. Все в восторге. Хороший день.

В недорогих местах (Burger King, Pizza Hut) грязно и полно англоарабов, афробританцев и индусов. Неуютно.

По всему городу в таксофонных будках висят фотографии красивых женщин с минимум одежды и предложением отдохнуть. Говорят, этим бизнесом занимаются приехавшие сюда албанцы.



В середине второй недели я уже довольно бегло мог языком жестов заказать салат, баранину на ребрышках и зелёный чай. Суставы стали подвижны, а я пластичен, как никогда за последние десять лет.

В ресторанах отдельной строчкой обслуживание включено в счет от 10 до 12,5 % — это то, где я видел. Может, есть и больше. Столики в ресторанах стоят вплотную. Иностранцы говорят громко, не стесняясь и не понижая голоса. Приходится их перекрикивать, шум стоит как на рынке.


Музей

Если прилетели с детьми, то не пожалейте времени и сходите в Museum Of Chilhood (детский филиал музея Виктории и Альберта).

Пока детей займут специально обученные сотрудники с безграничными запасами терпения и выдержки, взрослые смогут сделать круг почета по двум этажам экспозиции, в которой собраны игрушки разных времен со всех концов света.

Приятно встретить в одной из витрин русских матрешек и уже потом, присев недалеко, в кафе музея, иногда слышать крики: «Оля, Оля! Иди сюда, глянь, тут у них наши матрешки!» Да, русских в Лондоне много. Сделайте каменное лицо — сейчас вы англичанин. Бонд. Джеймс Бонд.