Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Мины замедленного действия - самые страшные у нас внутри…

Колонка
18 марта 2010, 10:21
Посмотреть «Повелителя бури» («Hurt Locker») лично меня подвигли не его «оскароносные» успехи или повышенный интерес со стороны общественности, а все-таки авторство.

Режиссера Кэтрин Бигелоу я люблю еще со времен фильмов «На гребне волны» (1991), «Странные дни» (1995) и «К-19» (2002). Эта первая в истории женщина, получавшая «Оскара » за режиссуру, умеет снимать фильмы про суровых мужчин так, как, пожалуй, получится не у любого представителя сильного пола.

Сразу оговорюсь, саперам или тем, кто на них «похож», смотреть фильм не рекомендуется. Как, впрочем, мужчинам в принципе. Маловероятно, что понравится. В большинстве мужских откликов на этот фильм — сплошной негатив, придирки, недоумение по поводу его «оскароносности». В женских же, напротив, по большей части — восхищение, понимание и желание пересмотреть. Тем не менее, «Повелитель бури» — это все-таки не сопливая мелодрама, а очень даже мужское кино. А потому, если все-таки соберетесь посмотреть его, попробуйте абстрагироваться от пола режиссера, «высшей» оценки, которой удостоили его киноакадемики, и прочих «но», мешающих адекватному восприятию. И тогда, быть может, фильм вам действительно понравится.

Действие кинокартины разворачивается в Багдаде, где воздух пропитан гарью от только что случившегося взрыва. Подорвался сержант Томпсон, сапер. Поскольку незаменимых людей не бывает, уже вскоре на его место прибывает сержант Уилл Джеймс (Джереми Реннер). Джеймс — наркоман. Но его наркотик — не героин или кокаин, а война.

Пересказывать сюжет нет смысла уже хотя бы потому, что сюжета здесь как такового и нет. Не имеет значения и среда, в которую поместила своих героев экс-супруга Джеймса Кэмерона. Ирак в качестве среды обитания героев — условность. Условен и военный конфликт, в котором участвуют саперы, и отряд «Браво», и т.п. Все это служит лишь фоном для истории о героях фильма. Кэтрин Бигелоу в «Повелителе бури» в очередной раз «демонстрирует» свой конек — глубокий психологизм и детальное прописывание именно мужских характеров.

Почему Бигелоу любит так разбирать по косточкам именно мужчин? Возможно, она знает о том, что, согласно официальной статистике ООН, мужчины впадают в зависимость от чего бы то ни было гораздо чаще, чем женщины. Факт: наркоманов среди мужчин в три раз больше, чем среди женщин. Вот и герои Бигелоу страдают (или, наоборот, кайфуют) от ничем не излечимых зависимостей. Вспомнить того же серфера Боуди, сыгранного Париком Суэйзи, в «На гребне волны». Он готов был умереть ради того, чтобы всего один раз «оседлать» самую большую волну, которая случается раз в 50 лет...

Вот и в «Повелителе бури», несмотря на мнимую простоту сюжета, детально прорисован образ очередного «наркомана». На сей раз — военного. Сержант Джеймс — этакий герой нового времени: сапер, обезвредивший, по его собственным утверждениям, более семисот бомб и хранящий под кроватью взрыватели — свои трофеи. В обычной своей, «невоенной», жизни Джеймс — не слишком примерный муж и не очень заботливый отец, бегущий на войну от ответственности, бытовухи и всего, что с этим связано.

От всех прочих саперов его отличает небольшая, но существенная деталь — в этом сапере нет и следа профессионализма. Он регулярно не выполняет приказы командира в угоду своей наркотической жажде адреналина. Действиями главного героя движет не чувство долга, а элементарная зависимость, утолить которую способен лишь безумный танец на границе жизни и смерти. А иначе, зачем ему подвергать опасности не только собственную, но и сотоварищи жизни, пиная заевший багажник начиненного взрывчаткой авто, которое он еще не разминировал?

Однако характер главного героя не так прост, как кажется на первый взгляд. По ходу действия Джеймс раскрывается так аккуратно и постепенно, будто фугас, который очищают от песка. И если в начале фильма буквально ненавидишь его за безрассудность и картинную храбрость, то к окончанию можешь влюбиться без памяти. При всем его наборе отрицательных качеств, к финалу фильма настолько проникаешься к сумасбродному сержанту, что кусаешь губы от волнения в ожидании развязки кульминационной взрывоопасной ситуации с его участием.

А теперь о нашем... о женском. Бигелоу, как настоящая мудрая и понимающая женщина, не осуждает тот факт, что выбирать нужный проводок Уиллу интереснее и легче, чем выбирать в супермаркете кукурузные хлопья для своего ребенка. Она принимает своего мужчину-героя таким, какой он есть, не пытаясь его изменить на протяжении фильма в лучшую (или в худшую) сторону. Вот это ее понимание человека, у которого внутри давно все взорвалось, ее способность с уважением воспринимать мужские слабости и с таким восторгом наблюдать за мужской силой — все, что есть женского в фильме, который так не понравился и не был понят многими мужчинами.

Кстати, к финалу Бигелоу для тех, кто ее не понял, поясняет концепцию фильма фразой из книги Криса Хеджеса, бывшего корреспондента «Нью-Йорк таймс», лауреата Пулитцеровской премии: «Мир делится на людей зависимых и тех, кто дает им возможность таковыми оставаться, поэтому до тех пор, пока существуют люди, получающие удовольствие от „лихорадки боя“, сея глупость, будет нужна как тем, так и другим...»

Итак, саперам бывшим и будущим, мужчинам, любящим документальные фильмы о войне, смотреть «Повелителя бури» не стоит. Если только они не готовы принять как данность, что все нестыковки и даже явные несуразности в действиях главного героя, как сапера, — чисто кинематографические условности. Возможно, в реальной жизни саперы ведут себя не так, как «повелитель бури». Предположим, обычно саперы не продолжают работу тогда, когда можно покинуть опасное место и просто взорвать «неразминируемый» объект. Но в данном кино достоверность заключается совершенно в другом. Героя показывают как человека, мужчину, который не упускает возможности «плюсануть» себе или, так сказать, повысить свою карму любыми путями — даже ценой собственной жизни. Разве неправда, что примерно к этому стремятся многие мужчины?

Кстати

Посмотреть «Повелителя бури» в Екатеринбурге пока можно только в «Титанике Синема», где фильм демонстрируют с 18 по 24 марта. Расписание сеансов.

***

«Hurt locker» многие переводят как «сундук боли». Это выражение аналогично фразе «davy jones’ locker», что означает «сундук повелителя морских мертвецов Дэви Джонса». Hurt locker — это своего рода загробный мир, куда попадает после смерти подорвавшийся на мине сапер. Саперы словом «hurt locker» иногда называют специальный костюм, в котором происходит разминирование.