О своем уходе из 40-й больницы, которую он возглавлял 15 лет, Александр Прудков известил сотрудников 23 декабря. По договоренности с минздравом, главврач будет выполнять свои обязанности до конца года. Чем он займется в «УГМК-Здоровье», в точности неизвестно — официальных комментариев клиника не дает. Многое будет зависеть от намерений самого Прудкова. Скорей всего, он продолжит работы в бариатрической хирургии. Коллеги считают его одним из лучших практикующих специалистов в этой области.
«Хорошо, что на Среднем Урале есть достойная организация, традиционно предоставляющая возможность достойному человеку сменить место работы. Хоть что-то остается постоянным в этом меняющемся мире», — говорит Максим Стародубцев, экс-председатель правления общественной организации «Здравоохранение».
Хирургическую практику Прудков начал в 1980 году. «УГМК-Здоровье» станет следующим шагом в его карьере после работы в больницах и городском управлении здравоохранения, которым он руководил более 10 лет.
В заслугу Александру Прудкову ставят развитие хирургии малых доступов, которую признали одним из магистральных путей в медицине, внедрение эндохирургических операций в массовую практику, и борьбу с коронавирусом в 2020–2022 годах, когда основная нагрузка пришлась на инфраструктуру и персонал ГКБ №40.
![]() Фото: пресс-служба ГКБ №40 |
|---|
Достижения мирового уровня
Разработками в сфере малоинвазивных технологий занимался Иосиф Прудков, руководивший гастрологическим центром ГКБ №40. Его сыновья Александр и Михаил, продолжившие врачебную династию, подвели под исследования отца теоретическую базу и расширили лечебную практику. Это стало возможным благодаря новым хирургическим инструментам — с середины 90-х их конструкции разрабатывали научные коллективы под руководством братьев Прудковых.
Изготавливали инструменты на оборонных предприятиях Екатеринбурга.
У комплекта «Мини-ассистент», запущенного в серийное производство в 2000 году, аналогов в мировой медицине не было. Универсальность этих инструментов позволила использовать их и в традиционной общехирургической сфере.
Одновременно под руководством Александра Прудкова, работавшего в то время начальником горздрава, при ГКБ №40 открыли центр эндоскопической хирургии. Тогда же центру присвоили звание коллективного члена Российской Академии естественных наук.
По словам врачей, благодаря усилиям Прудкова, минимальные инвазивные технологии быстро вошли в практику. Сегодня они позволяют проводить 98–99% операций на желчевыводящих путях, 75–80% операций — на желудке, 70–80% — на кишечнике и 45–50% — на поджелудочной железе.
Помимо научной и практической пользы операции малоинвазивной хирургии не требуют больших затрат. После операции пациенты быстрее восстанавливаются — их госпитальный период, а значит, и стоимость лечения, не требующего дорогостоящих расходных материалов и одноразовых инструментов, сокращается в 4–5 раз. Сами операции становятся менее травматичными, и многих осложнений, характерных для традиционной хирургии, удается избегать.
Опыт борьбы с коронавирусом
В пандемию Covid-19 Александру Прудкову пришлось перестраивать работу 40-й больницы.
Первого зараженного коронавирусом в Екатеринбурге госпитализировали 17 марта 2020 года. Три дня спустя в инфекционном корпусе создали моногоспиталь для пациентов с диагнозом «новая коронавирусная инфекция». В мае для лечения больных, которых становилось все больше, перепрофилировали терапевтический корпус и ожоговое отделение, в июле — нейрохирургию, в ноябре — хирургический корпус.
Технологию лечения российский минздрав изобретал на ходу.
Всего в больнице развернули 1 065 коек, число пациентов достигло 8 тысяч. По словам главврача ГКБ №40, летальность от коронавируса после подключения больного к ИВЛ достигала 62–70%.
Пиковая нагрузка пришлась на 2021 год, когда во все отделения больницы госпитализировали 12,5 тысяч пациентов. Облегчить положение могла массовая вакцинация. В начале года министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил о намерении вакцинировать 60% взрослого населения России в течение первых шести месяцев.
Этим планам мешало недоверие к отечественным вакцинам. Немало противников было среди врачей, полагавших, что создать полноценный препарат в короткие сроки невозможно, и опасавшихся скрытых побочных эффектов.
Хирург Прудков, лучше других представлявший масштабы заболеваемости коронавирусом, выступал за радикальное решение. На заседании общественного совета Екатеринбурга, где он рассказывал о выгорании медиков, руководитель ГКБ №40 предложил не оказывать плановую медицинскую помощь пациентам, не привитым от ковида. «Врачам очень тяжело постоянно работать с одной и той же болезнью, — объяснил он. — Нейрохирургу, к примеру, очень трудно постоянно лечить легочную инфекцию. Людей уже не вдохновляет и перспектива заработать дополнительные деньги».
Его призыв ограничить доступ непривитых к медицинской помощи стал поводом для жалоб в ФСБ и следственный комитет. Реакции силовиков, впрочем, не последовало.
В пандемию особенностью работы ГКБ №40 стала перегоспитализация тяжелых пациентов в реанимационные отделения из других больниц Екатеринбурга и Свердловской области, в основном — со средней и тяжелой степенью заболевания.
По словам Александра Прудкова, с коронавирусом боролись более 700 сотрудников ГКБ №40. Их усилия спасли многих пациентов с тяжелым течением болезни и сопутствующими патологиями. На уровне страны больницу признали передовым медицинским учреждением Уральского региона.
