Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Закупки больниц взяли под госнадзор. Свердловская область создает лекарственного монополиста

22 мая 2024, 16:12
Закупки больниц взяли под госнадзор. Свердловская область создает лекарственного монополиста
Фото: архив 66.RU
В июле в Свердловской области начнет работать единый поставщик лекарств и медтехники — государственная структура АО «Фармация», которая будет обеспечивать больницы и пациентов-льготников. Новая система призвана снизить затраты и упростить административные процедуры. Участники фармрынка считают, что монополия при закупках приведет к коррупции и это перевесит все возможные плюсы.

С единым поставщиком медицина Свердловской области переходит на централизованное снабжение. По словам директора ГАУ «Фармация» Андрея Герстнера, предварительно он изучил практику других регионов.

Опытным путем

Закупки больниц взяли под госнадзор. Свердловская область создает лекарственного монополиста
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU

Первой рынок госзаказа монополизировала «Нижегородская областная фармация» в 2016 году. Попытка УФАС оспорить это решение закончилась неудачей — Верховный суд поддержал эксперимент Нижнего Новгорода. Следом такие же проекты запустили Калужская, Архангельская области, Татарстан и Чувашия. В масштабе страны статус единого поставщика лекарств узаконила Госдума — федеральный закон начинает действовать 1 июля 2024 года.

В пояснительной записке авторы законопроекта подчеркнули — эта мера особенно важна «в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций».

По новым правилам единым поставщиком может быть ГУП или АО. В Свердловской области «Фармация» — государственное автономное учреждение, поэтому в правительстве решили создать одноименное акционерное общество. АО «Фармация» будет поставлять медицинские изделия и лекарства, а ГАУ «Фармация» — сильнодействующие и наркотические средства, которые могут доверить только государственной структуре. Если законы не изменят, на рынке останутся оба предприятия.

В течение трех лет ГАУ «Фармация» передаст АО «Фармация» полномочия, активы и сотрудников. Андрей Герстнер объясняет — трехлетний срок нужен, чтобы разобраться с имуществом. Помимо складов, у «Фармации» больше сотни аптек в Екатеринбурге и городах области.

В едином поставщике заинтересованы региональные минфин и минздрав. С точки зрения чиновников, монополия упрощает административные процедуры и делает закупки прозрачными.

Больницы

Закупки больниц взяли под госнадзор. Свердловская область создает лекарственного монополиста
Фото: архив 66.RU

Сейчас лекарства для своих нужд больницы закупают сами. Поскольку в медицинской практике применяют в основном отечественные дженерики и количество аналогов достигает порой десятков наименований, при единых стандартах лечения ЛПУ могут использовать препараты разных производителей. Выбор конкретного лекарства зависит от того, с какими фирмами предпочитают работать заведующие отделений, подающие заявки главврачу.

Из-за пробелов в учете списанных препаратов контролирующие органы подозревают, что больницы торгуют этими лекарствами и лечат платных пациентов за счет средств ОМС.

Помимо нарушений, проверяющие выявляют случаи, когда у препаратов, запасенных в большом количестве, истекает срок годности, и их приходится утилизировать.

Сторонники централизации говорят, что проблемы больниц можно решить, если передать полномочия единому поставщику. Регион при этом получит низкие цены от производителей за счет больших объемов. По словам замминистра здравоохранения Андрея Шастина, совместные закупки больниц, которые ГАУ «Фармация» и Минздрав проводят с 2021 года, позволили сэкономить 2,5 млрд рублей. У нового предприятия возможностей будет больше, считает он.

Участники рынка соглашаются, что компании-монополисты помогут минздравам упростить административные процедуры, планировать поставки и сократить объемы просроченных препаратов, но не верят, что коррупции станет меньше. «Если единый поставщик в регионе зарабатывает на закупке препаратов, мы получаем посредника с непрозрачной экономикой, у которого нет конкурентов. Как этот механизм будет работать, пока не очень понятно», — говорит Виктор Дмитриев, глава Ассоциации российских фармацевтических производителей.

Работе механизма мешают еще технические препятствия. По словам Андрея Князева, директора «Областного аптечного склада» в Челябинске, был вариант, что с 1 июля компания станет единым поставщиком, но окончательное решение в регионе пока не приняли. «Закон 44-ФЗ, по которому нам придется работать, не позволяет Минздраву, оплачивающему поставки лекарств, заложить в начальную максимальную цену контракта нашу доходность, — говорит Князев. — Получается, что компания понесет затраты, а прибыли не получит. За что купили, за то и продали — экономика проекта непонятна».

В отличие от 223-ФЗ, который позволяет заказчику самому определять способы закупок и поставлять товар в короткие сроки, подготовка аукциона по 44-ФЗ требует не меньше 45 дней. В случаях, когда лекарство пациенту необходимо срочно, это усложнит работу единого поставщика, считает Князев. И есть много других причин присмотреться к модели, которую предложили законодатели.

Аптеки

Закупки больниц взяли под госнадзор. Свердловская область создает лекарственного монополиста
Фото: архив 66.RU

АО «Фармация» будет закупать на торгах препараты по программам льготного отпуска, перевозить, хранить и выдавать их пациентам в городах области, а потом выставлять счет Минздраву. Сейчас льготников обеспечивают лекарствами 197 аптек, 100 — в составе «Фармации», остальные — частные.

Два года назад екатеринбургские больницы перестали продлевать договоры аренды с аптеками сетей «Живика» и «Радуга», работавшими в программе льготного отпуска. На их места претендовала «Фармация». По отзывам, когда противостояние затянулось, государственная сеть начала открывать свои точки в тех же больницах, а поставки льготных лекарств частным аптекам ограничила. Герстнер подтверждает — со временем снабжение льготников полностью перейдет к аптекам «Фармации». «Во многих регионах эту работу выполняют государственные предприятия, — говорит он. — В Свердловской области часть полномочий возложили на коммерческие аптечные сети, которым сейчас не хочется терять заработок. Но речь идет о социальной миссии, которую мы вправе оставить за собой».

Александр Востротин, гендиректор сети «Живика», у которой из девяти точек, отпускавших льготные лекарства, осталось пять, говорит, что компания не стремится конкурировать в этой сфере с государственными аптеками. «Живика» будет работать со льготниками, пока государство продлевает контракт», — говорит он.

Гендиректор группы компаний «Радуга» — предприниматель и депутат Свердловского Заксобрания Александр Серебренников — продал розничный бизнес аптечной сети из Новосибирска. О намерениях нового собственника пока ничего не известно.

Планы свердловской «Фармации» стать единым поставщиком Серебренников оценил в марте, когда Герстнер и Шастин рассказывали об этом проекте в комитете Заксобрания по развитию промышленности. По словам депутата, аргументы докладчиков, ссылавшихся на опыт Нижнего Новгорода, его не убедили. «Я — за экономию бюджетных средств, — говорит он, — но в случае с «Фармацией» непонятно, как руководство компании хочет этого добиться. Нам сказали, что для ГАУ «Фармация» экономически нецелесообразно открывать аптеки в отдаленных районах, при том что государство выделяет на это деньги. Вопрос — как будет справляться с той же задачей акционерное общество, главная цель которого — получать прибыль?» И добавляет: «На последней коллегии ФАС говорили — где единственный поставщик, там нарушения и коррупция».

В Екатеринбурге тем временем приготовления заканчиваются. По словам Герстнера, свердловское АО «Фармация» начнет работать в июле-августе, а поставлять лекарства в больницы — с января 2025 года.